Как самостоятельно открутить болт, если грани сорваны?
Многие домашние умельцы во время выполнения ремонтных работ нередко сталкиваются с поврежденными крепежными материалами. Судя по отзывам, подобные деформации болтов в транспортных средствах и в быту – довольно распространенная проблема. Это объясняет, почему многие новички интересуются, как выкрутить болт с сорванной головкой. Справиться с этой задачей можно несколькими способами. Имея нужный инструмент, вы, как утверждают специалисты, сможете раскрутить практически любой метиз и вынуть крепежные обломки, даже с сорванной головкой или со сломанной шпилькой. О том, как выкрутить обломившийся болт, вы узнаете из этой статьи.
Путем нагрева
Тем, кто интересуется, как выкрутить болт, чтобы не нарушить его целостность, можно порекомендовать подвергнуть крепежный элемент сильному нагреву. Суть этого метода в том, что под воздействием высокой температуры происходит разрушение и выгорание ржавчины. В итоге на выкручивание болта потребуется меньше усилий. Для этой цели мастера используют паяльную лампу, газовую горелку или ацетиленовый резак. Поскольку вам придется иметь дело с открытым пламенем, проследите, чтобы не испортились предметы вокруг. После нагрева болту нужно дать некоторое время, чтобы он остыл.
Как самостоятельно открутить болт, если грани сорваны?
Даже металл не вечен. Вот и грани болтов способны со временем скругляться, что делает невозможным их последующее откручивание. Особенно часто такое случается с заржавевшими или закисшими метизами. На самом деле все это неважно, потому что существует способ, который позволит самостоятельно открутить буквально любой болт, вне зависимости от плачевности его состояния.
В первую очередь пробуем разные ключи
Для того, чтобы скрутить проблемный болт, потребуется разжиться некоторыми инструментами. Под рукой обязательно должны быть гайковерт, электросварочный аппарат, экстрактор, ударная отвертка, жидкий ключ (или WD-40), дрель со сверлами, а также набор ключей (чем богаче, тем лучше). Со всем перечисленным можно открутить все, что душе будет угодно. Теперь поговорим непосредственно о процессе работы с болтами с сорванными гранями.
Не забываем использовать WD с ржавыми болтами
Прежде чем хвататься за «хардкорные» способы, следует попробовать что-нибудь простое и общепринятое. Если один ключ проворачивается, можно попытаться подобрать к метизу другой. Вместе привычного ключа есть резон попробовать использовать накидной. Достаточно часто это помогает решить проблему с болтом. Если болт при этом заржавел, то следует обязательно обработать его WD-40 перед тем, как вообще пытаться что-то с ним сделать другим инструментом.
Примечание: Если не помогает жидкий ключ (болт настолько заржавел), то его можно подогреть. Однако для этого уже понадобится газовая горелка.
Помогут многочисленные экстракторы
Если «простые» методы не дали должного результата, следует воспользоваться «специальными». В первую очередь нужно обратиться за помощью к специальным головкам-экстракторам. Конусная форма и спиральность данного инструмента позволяет подхватывать проблемные грани. Единственное «но» заключается в том, что потом болт придется выбивать из инструмента. Аналогичным решением зализанных болтов могут стать специальные ключи с фигурными пазами. Принцип их действия тот же, что и у экстракторов.
Раздвижной ключ — отличный способ открутить любой болт
Если и это не помогает, то можно попытаться «взять» болт при помощи раздвижного ключа. Таким инструментом нет нужды зажимать болт сильно. Кроме того, он обеспечивает удобный рычаг для откручивания даже самых «плохих» болтов. Грубой альтернативой этому способу будет использование ударного способа – откручивание проблемного болта молотком и зубилом. Сначала при помощи зубила следует сделать паз. Затем инструмент упирается в этот самый паз, а болт выкручивается ударами.
Посредством применения специальной жидкости
Как выкрутить болт без помощи молотка и паяльной лампы? Опытные мастера вам посоветуют обзавестись керосином, тормозной жидкостью или специальным составом WD-40. Проникнув во все щели, средство смажет резьбу и разрушит ржавчину. Конечно, чтобы эффект был положительным, после обработки вам придется еще некоторое время подождать. В большинстве случае на это уходит около часа, реже – 10 часов.
Если крепление не поддается, а вы все же прикладываете силу, то, вероятнее всего, оно сломается. В дальнейшем на демонтаж такого болта у вас уйдет гораздо больше времени и сил. Что же делать, если крепежный элемент все же сломался? Как выкрутить обломанный болт в таком случае? Для этого существует несколько способов.
При помощи зубила
Перед тем как выкрутить болт с сорванными гранями, нужно учесть такие параметры, как доступ к крепежу, его габариты и месторасположение. Это позволит вам правильно подобрать нужный инструмент. Например, большие болты, к которым удобно добраться, целесообразнее извлекать с помощью молотка и зубила. Последний к головке болта следует разместить так, чтобы рубящая кромка была приложена по касательной. Бить молотком следует резко. Судя по многочисленным отзывам, данный способ является довольно простым, но очень действенным. Зачастую к нему прибегают в крайних случаях.
Болт с сорванными гранями
Сейчас мы разберемся, как же как выкрутить болт с сорванными гранями. Как правило, причины этой беды кроются в том, что:
- Детали, которые держал болтик, оказались смещены неестественным образом. Это приводит к его зажиманию и порче.
- Сам болтик при закручивании был сильно затянут.
- Инструмент, которым его затягивали, был не того размера и использовались подручные средства (отвертки или стамески часто подкладывают в ключи большего размера при отсутствии подходящих маленького).
Перед тем, как выкрутить сорванный болтик или гайку, нужно провести некоторую подготовку. Это позволит вам потратить меньше времени и усилий, а порой и сберечь дорогостоящее оборудование.
Последовательность действий
- Покрыть соединение жидкостью, которая поможет откручиванию. Такой жидкостью может случить знаменитая WD-40, тормозная жидкость или керосин. Не торопитесь, дайте жидкости сделать своё дело. Как показывает практика, минут на тридцать, а то и час можно смело оставлять деталь в покое.
- Возьмите любой подручный инструмент и легонько, не сильно, постучите по метизу со всех доступных сторон. Ваша цель, в данном случае, не запустить болтом как шариком для гольфа, а всего лишь слегка расшатать его на месте его крепления. Во время выполнения данного мероприятия есть опасность повредить резьбу, так что соизмеряйте силу и замах.
- Если есть возможность и пространство, попробуйте нагреть болтик. Для этого подойдет газовая горелка. Убедитесь в отсутствии возле рабочего места легковоспламеняющихся жидкостей и предметов. Убедитесь также перед началом прогрева, что в случае непредвиденной ситуации вам есть куда отступать. Не прогревайте деталь открытым огнем в закрытых помещениях. Лучше открыть ворота или переместить болтик на воздух. Опаленные таким способом ржавчина и жир превратятся в пепел, и перестанут препятствовать откручиванию болтика.
Однако часто случается, что заклинивает именно тот винтик, к которому никак не подобраться с горелкой или инструментом для простукивания. В этом сложном случае следует болгаркой или любым подручным инструментом типа зубила сделать на сохранившейся шляпке глубокий пропил. Он и станет той зацепкой, которая позволит вытащить весь болт.
Теперь можно, зацепившись за этот выступ, попробовать открутить неподдающийся шуруп. Упритесь в выемку отверткой, и совершая легкие удары по ее рукоятке молотков в сторону откручивания (не по часовой стрелке), потихоньку проворачивайте болт.
Демонтаж с помощью ключа
При наличии свободного доступа к крепежу, вы можете управиться с помощью универсального переставного ключа. Конструкция данного инструмента позволит зажимать даже круглые головки болтов. Может быть так, что резьба сорвалась в очень маленьком болтике. Извлекают его посредством небольшого переставного ключа типа «кобра». В этом инструменте рабочая поверхность оснащена острыми насечками, посредством которых и производят демонтаж. Главное, чтобы ключ был новый. Дело в том, что в изношенном инструменте эти насечки могут быть «слизаны», в результате чего их сцепление с крепежным элементом произойдет не в полной мере, и ключ просто будет соскальзывать. Если грани болта с незначительными повреждениями, то справиться с задачей вы сможете, применив накидной ключ. В профиле этого инструмента имеется 12 граней (внутри головки есть шестигранник, а не звездочка). Чтобы окрутить крепеж, вам необходимо подобрать головку, которая на один размер меньше болта. Эта головка будет располагаться на месте сорванных граней. Достаточно ее напрессовать на болт, а затем крутить, как обычно.
Откручивание болта методом наварки гайки на головку
Расположение болта в месте, где есть возможность использовать сварочный аппарат, и наличие такого оборудования у мастера значительно упрощает выполнение работы. На дефектную оголовку сверху наваривается соответствующих размеров гайка. Далее крепёж вывинчивается с помощью обыкновенного гаечного ключа.
Открутить метиз с сорванными гранями можно путем наваривания гайки, но сварка подходит только для болтов из стали
В заключение отметим, что при сборке отремонтированной конструкции крепёжные элементы следует смазывать графитовой смазкой. Износившуюся резьбу лучше нарезать заново. Эти действия предотвратят возникновение проблем при необходимости разборки механизма.
(12 голосов, среднее: 2.7 из 5)
Поделитесь с друзьями!
Путем подрезки
Для удаления болта вам потребуется ножовка по металлу. С ее помощью вам в первую очередь нужно сделать в головке крепежного элемента пропил, в который потом будет вставляться плоская отвертка.
Желательно, чтобы пропил получился не очень глубоким. Углубиться ножовочным полотном лучше всего на 75% от высоты всей головки. Таким образом, она будет разделена на две половины. Если пропил получится больше, то одна из половинок может обломаться.
Может быть так, что ваша отвертка будет проскальзывать. Исправляется этот недостаток посредством специального клея, в основе которого цианокрил. Это средство предназначено для быстрого и качественного скрепления металлических поверхностей. Вначале обезжирьте крепление и отвертку. Затем нанесите средство на тело крепежного элемента и плотно прижмите к нему отвертку. На этом этапе важно соблюдать соосность. Чтобы клей схватился быстрее, дополнительно посыпьте место соединения содой. Когда смесь окончательно затвердеет, начинайте крутить.
Также, кроме ножовки, некоторые домашние умельцы используют надфили или угловую шлифовальную машинку с отрезным диском. Этим инструментом можно обработать не только испорченный крепеж, но и ключ, которым можно будет выкрутить поломанный болт. Например, мастера восстанавливают грани под нужный размер. Если вы обладатель рожкового ключа, то делать из него шестигранник не нужно. Можно ограничиться выпиливанием в нем двух параллельных граней.
Почему могут открутиться колеса автомобиля?
Мысленно представляя себе картину откручивающегося колеса внедорожника, несущегося на полной скорости по трассе, понимаешь, что последствия этого могут быть ужасные. К великому сожалению, это не фильм ужасов, а страшная правда жизни. Такое происходит нередко. Но давайте без эмоций проанализируем ситуации, в которых это становится возможным.
Случай из жизни. Пришло время поменять передние тормозные диски. Хорошо знакомый автослесарь быстро и прилежно выполнил эту работу. Человек он скрупулезный и педантичный, поэтому заказчик в нем не сомневался. К тому же, периодически проходит профессиональное обучение, вероятно, за свои деньги. Это добавляло ему ценности и престижа в глазах клиентов.
Буквально, через день после этого владелец авто выбрал время, чтобы самостоятельно «переобуть» резину. Как всегда, приготовившись к солидному усилию, чтобы скрутить болты переднего водительского колеса, хозяин машины был шокирован – болты сорвались легким непринужденным движением баллонного ключа, хотя можно было открутить и пальцами.
Слесарь, наживив болты, не затянул их после опускания машины.
Водителя спасла предусмотрительность и желание заранее встретить надвигающиеся морозы. Мораль: рекомендуем Вам постоянно контролировать все работы посторонних исполнителей, связанных с монтажом колес. Даже, если знаете и уверены в этом человеке. Это Ваша жизнь.
- Качество металла.
К сожалению, прилавки магазинов заполонили метизы и крепления из низкокачественной китайской стали. Термин «усталость» металла можно отнести к любому металлическому изделию, но некоторые китайские болты, шпильки и гайки «устают» в разы быстрее. Не скупитесь на качественные метизные крепления и проверяйте их на предмет повреждения резьбы.
- Несоответствие оригиналу
Часто можно наблюдать как водители внедорожников бездумно крепят штампованные стальные диски болтами с коническими головками и думают, что «и так сойдет». Не повторяйте такие трюки. Только если посадочное место колесного диска предусматривает коническую или сферическую головку болта или гайки, можете пользоваться такими соединениями.
- Неправильное усилие
Не затягивайте крепления пневматическими гайковертами и не перетягивайте болты, даже если делаете это вручную. Ошибаетесь, если думаете, что лучше затянешь – надежней будет. Нитки резьбы тянуться, повреждаются и могут привести к отрыву колеса на резком маневре. В любом случае, несколько подобных монтажей приведут резьбу в негодность.
- Повреждение ступицы и грязь
Вследствие беспечной езды по ямам ступица получает повреждения. Может возникнуть деформация и люфт в движении. Со временем это повлечет разбалтывание и откручивание колеса.
Монтируя колесо привалочной плоскостью к ступице, обратите внимание на то, чтобы обе прилегающие плоскости были чистыми. Со временем грязь выбьется и появится люфт, который будет повреждать резьбу шпилек или болтов.
Вы могли случайно спугнуть вора, который положил глаз на Ваши шикарные литые диски или покрышки. Болты сорваны, но негодяй не успел снять колесо. Не зная об этом и не проверив состояние креплений, Вы начинаете движение и … Об этом написано вначале главы.
Всегда проверяйте состояние колесных дисков, целостность резьбы, насколько погружены болты в посадочные отверстия дисков и берегите себя.
ORW диск усиленный стальной MERCEDES 16×8 5×130 d84.1 ET-19 черный №46 Размер: 16х8
Как открутить прикипевший болт на колесе, если нет гайковерта под рукой
Именно поэтому всегда нужно иметь с собой гайковерт и прочие инструменты, которые помогут в дороге заменить колесо. Стоит прислушаться к мнению специалистов, которые помогут выйти из этой щекотливой ситуации, не потеряв ни лицо, ни времени.
Как нужно действовать при отсутствии гайковерта, когда нужно открутить болты на колесе?
Ситуация, конечно же, не часто может встретиться. Все-таки, какими ленивыми наши водители не были, они все же какой-то инструмент с собой обязательно возят.
И для замены колеса обязательно имеются специальные приспособления, которые помогут быстро сменить колеса. Но а если не нашлось специнструмента для откручивания болтов? А если еще представить и такой сценарий, когда болты проржавели и откручивание их под силу только Гераклу?
В этом случае специалисты советуют следующее:
Как выбрать автомобиль?
Как защитить себя от покупки автомобиля у нелегального…
- Можно воспользоваться старинным армейским методом откручивания проржавевших болтов. Часто в армейской технике болты не откручиваются годами, и чтобы провести ремонт даже гайковерт не поможет выкрутить болты. Вот и остается армейским умельцам придумывать все на ходу. Можно нагреть болты с помощью сильного пламени и в этом случае обязательно болты должны поддаться даже небольшому физическому воздействию.
- Есть вариант использовать смазочное масло, которое также поможет выкрутить болт без труда.
- Некоторые специалисты советуют использовать не обычный гайковерт, а такой, в котором имеются несколько шестеренок Чем их больше, чем меньшее усилие может оказывать водитель на каждую проржавевшую гайку в колесе, и даже хрупкая женщина может выкрутить все болты без лишних усилий.
Вариантов, как видно, не слишком много. Именно поэтому специалисты рекомендуют не запускать колесные болты и в дорогу, особенно если отправляется водитель за город, брать с собой инструменты. Замена колеса дело простое, но если позволить болтам ржаветь, то этот процесс превратится в настоящую муку.
Почему «прикипают» диски?
Эффект «прикипания» свойственен только легкосплавным колесам. Примерно через 10 лет эксплуатации с них сходит защитный лак, и металл контактирует со сталью ступицы. При попадании воды возникает эффект так называемой гальванической коррозии, из-за которого ускоряется процесс разрушения металла.
Какие ошибки чаще всего допускаются при монтаже колес? Подробнее
Алюминий и сплавы на его основе — это более химически активные металлы. В образовавшейся системе диск является анодом, а менее активная нержавеющая сталь ступицы — катодом. При попадании воды начинается их химическое взаимодействие, возникает разница потенциалов и электрический ток. Анод, то есть алюминий, активно ржавеет.
Поэтому нельзя без предварительной обработки соединять разные металлы между собой. Гальваническая коррозия возникает с любыми металлами с разной химической активностью, как только они помещаются во влажную среду электропроводящей жидкости.
Гальваническая коррозия алюминия плотно локализована в зоне контакта металлов и развивается вглубь материала в виде раковин округлой формы. Появившиеся окислы способствуют сцементированию двух деталей машины.
Что делать, чтобы не допустить образованию ржавчины на колесных болтах?
Тема достаточно интересная и обширная, которая поможет каждому человеку, у которого есть авто, не попасть в сложную ситуацию на дороге.
Тут даже не нужно посещать часто автосервис или менять колеса- достаточно лишь периодически смазывать болты обильно смазочным маслом. Масло также не даст зимой примерзать болтам, и при этом масло защитит болты от образования ржавчины.
Хорошо смазанные болты проще выкручивать и сделать это можно даже без инструмента, если имеется пара сильных рук. Масло является лучшим другом автомобилиста.
Именно поэтому стоит его часто использовать для движущихся элементов в автомобиле, чтобы защитить от процесса коррозии, и не допустить того, чтобы болты на колесах не возможно было открутить без сильных усилий.
Суть проблемы
Каждый производитель автомобилей устанавливает для своих моделей индивидуальное усилие затяжки болтов. Эти значения должны быть приведены в документации. Разумеется, сложно представить себе работника шиномонтажа, тщательно сверяющегося с многостраничными таблицами, в которых указан рекомендуемый крутящий момент для любой марки.
На практике все происходит гораздо проще. Даже в находящихся на хорошем счету пунктах шиномонтажа практикуется применение оптимального для большинства случаев момента затяжки болтов. Несложно предположить, что у недобросовестных мастеров гайковерт настроен на произвольный крутящий момент, заведомо превышающий необходимую величину. Это даст гарантию, что болты будут затянуты максимально быстро и не открутятся.
Резьба, конечно же, не будет сразу сорвана. Промышленно произведенные болты, изготовленные из необходимой стали и прошедшие термообработку по оптимальным режимам, с успехом справляются с превышением усилия затяжки. Но вот у человека, которому придется откручивать болты после нерадивых работников сервиса, определенно возникнут сложности.
способов снять прикипевшее колесо со ступицы
Что делать с прикипевшим колесом, зависит от того, что вы умеете, и какие инструменты и материалы есть под рукой. Мы собрали пять основных вариантов действий, помогающих снять колесо.
- «Народный» метод.
Самый простой и доступный способ − попытаться расшатать колесо на ступице. Для этого проверьте, насколько надежно дно машины упирается в домкрат (можно попробовать слегка покачать автомобиль рукой − он не должен даже чуть заметно колебаться). Желательно подложить под корпус запасное колесо на случай, если домкрат поведет в сторону.
После этого попробуйте покачать колесо рукой. Если вы не почувствовали колебаний диска, ударьте по шине ногой. Оптимально встать спиной к машине и ударить по краю колеса каблуком – несколько раз в разные части. После этого попробуйте снова покачать колесо руками. Если появился хоть едва ощутимый люфт − вы на верном пути. Стучите по колесу ногами, раскачивая его до того момента, когда оно начнет сдвигаться по ступице.
Если удары ногой не помогают, постучите по диску чем-то тяжелым, например, молотком. Чтобы не повредить диск, лучше делать это через деревянную прокладку. Более эффективно стучать не снаружи, а с внутренней стороны, тем самым подталкивая диск в нужном направлении. Но делайте это сверхосторожно, так как можно ненароком задеть домкрат. Ни в коем случае не подсовывайте голову под кузов.
Да, прежде чем приступать к описанным процедурам, проверьте, все ли гайки вы открутили, бывают случаи, когда рассеянные владельцы пытаются снять прикипевшее заднее или переднее колесо с закрученным болтом.
Рекомендуем
«Как выбрать размер колес и не пожалеть о своем решении» Подробнее
Использование WD-40
В багажнике вашего автомобиля всегда должен лежать аэрозольный баллончик с составом WD-40. Он сможет выручить в самых разных ситуациях.
Уайт-спирит, составляющий основу средства, проникает внутрь слоя ржавчины и разъедает его. Минеральное масло, также входящее в состав средства, действует как смазка для трущихся деталей. Нанесите WD-40 внутрь колесных гаек и в зазор между ступицей и диском с внутренней стороны. Подождите минут пять, и попробуйте раскачать колесо по первому способу. Если не получилось, повторно распылите средство, и через пять минут снова обстучите прикипевший диск, чтобы снять его со ступицы.
WD-40, кстати, поможет с неповорачивающимся ключом ручки двери и во всех других случаях прикипания деталей друг к другу. Средство также обеспечивает защиту поверхности металла от воды. Применяйте его во всех местах, где детали должны двигаться относительно друг друга или разъединяться, например, для резьбовых соединений.
Полости корпуса и лакокрасочное покрытие дольше останутся целыми, если их заранее обработать WD-40.
Если между базой диска и поперечником ступицы имеется просвет, снять его поможет деревянный заостренный брусок, которым предстоит поработать как стамеской. Вставьте в просвет острый край бруска и с помощью молотка попробуйте пропихнуть его в щель, чтобы за счет клина отодвинуть диск от ступицы. Иногда это удается сделать. Правда, могут остаться следы. Но это не страшно, так как вмятину изнутри не видно, а на прочности диска она не скажется.
При способе № 1 мы пытались снять колесо, качая его руками. Гораздо больший отрывающий момент обеспечит поворот колеса с помощью руля. На пару оборотов открутите крепежные болты (можно использовать жидкость WD-40), сядьте за руль и поверните его несколько раз влево-вправо.
Потом поддомкратьте машину и попробуйте колесо на наличие люфта. Иногда удается заметить начавшийся люфт колеса на ступице даже без домкрата, тогда его легко снять.
Осторожно с откручиваем крепежных болтов, вы можете не заметить, как они полностью вышли из контакта с резьбой ступицы. Этот способ, к сожалению, подходит только снятия прикипевшего переднего колеса.
Езда на месте.
Самый радикальный метод снять со ступицы прикипевшее колесо как грузовика, так и легкового автомобиля − «езда на месте». Способ подходит только для ведущих колес и только при наличии дифференциала, который передает момент вращения на одно колесо, если заблокировано второе. Суть метода − раскрутить прикипевшее колесо на ступице с отвернутыми крепежными болтами, а потом резко затормозить вращение ступицы. Большой крутящий момент колеса оторвет его от ступицы.
Выполнять операцию надо максимально осторожно и вдвоем. Ассистировать, то есть ловить оторвавшееся от ступицы колесо, полагается крепкому мужчине. Если ассистента нет, подумайте о последствиях. Катящееся по дороге одинокое колесо — не слишком удачный результат применения данного способа, не так ли?
Приподнимите домкратом машину, чтобы прикипевшее колесо не касалось земли. Обязательно чем-нибудь подстрахуйте домкрат. Желательно подложить под колеса противоположной стороны упоры (это всегда рекомендуется как страховка для домкрата). В момент срыва колеса автомобиль может соскочить с домкрата.
Болты крепления можно не откручивать полностью, тогда колесо не соскочит. Но имейте в виду: тогда есть риск повредить резьбу на болтах и ступице.
Сядьте за руль, выжмите сцепление, включите первую скорость. Осторожно отпуская сцепление, удостоверьтесь, что прилипшее колесо вращается, а автомобиль прочно стоит на месте. Резко нажмите на педаль тормоза. Колесо должно соскочить со ступицы, а ваш помощник поймать его.
Плохо, если ничего не произошло. В этом случае на свой страх и риск вы можете попробовать нажать на педаль акселератора (педаль газа) и раскрутить колесо посильнее, а потом снова резко нажать на тормоз. Снять колесо таким методом обычно удается всегда.
Не увлекайтесь, соскочившее со ступицы сильно раскрученное колесо опасно для вашего помощника и окружающих предметов. В крайнем случае, можете поэкспериментировать на пустыре.
Второй способ — химия
Если грубая сила не помогла, то придётся использовать специальные средства, помогающие открутить то, что откручиваться не хочет. Самое верное средство — это смазка WD-40, которая есть, наверное, у каждого автолюбителя. Необходимо обильно залить этой смазкой наш неподдающийся болт и выждать несколько минут, чтобы «вэдэшка» проникла в резьбу. Если в машине не оказалось никакой смазки, то можно немного взять из бочка с тормозной жидкостью. Далее необходимо с силой дёргать ключ то в одну, то в другую сторону, как бы раскачивая болт. Это позволит разрушить слой ржавчины в резьбе. Если продолжает сопротивляться, то опять берём камень и переходим к первому способу.