Как используется клиновый зажим при раскатке проводов
РАСКАТКА ПРОВОДОВ ЛИНИЙ 3-10 КВ
После завершения всех подготовительных .работ и вторичного осмотра .подготовленной к монтажу трассы .приступают непосредственно к раскатке проводов.
Раскатка проводов по трассе является первым этапом в комплексе основных работ по .монтажу проводов.
Производитель работ в зависимости от конкретных условий монтажа и степени оснащенности монтажной бригады механизмами и приспособлениями выбирает от или иной способ раскатки проводов.
В современной практике монтажа применяются следующие основные способы раскатки проводов:
Первый способ— раскатка с неподвижных раскаточных устройств в виде домкратов, специальных козел и станков (рис. 3), установленных в начале монтируемого участка.
Второй способ — раскатка с помощью специальных раскаточных тележек (рис. 4), саней (рис. 5), кабельных транспортеров и т. п., перемещаемых по трассе тяговым механизмом.
Первый способ не требует применения специальных раскаточных подвижных приспособлений (тележек, транспортеров и т. п.) и пригоден при любом рельефе местности, Однако при этом способе не всегда обеспечивается полностью сохранность провода при его раскатке. Этот способ применяют при монтаже коротких линий, а также на участках, где .при волочении проводов возможность их повреждения практически исключена (при наличии снежного покрова, по замерзшим водоемам и т. п.).
Второй способ почти полностью гарантирует сохранность провода при раскатке, но требует оснащенности монтажной бригады специальными раскаточными транспортерами, тележками и т. п. Практически неограниченная область применения, высокая производительность и хорошие технические показатели выполняемых работ дают второму способу .право на самое широкое применение при монтаже проводов.
Поскольку приемы производства работ но раскатке проводов первым и вторым способами в ряде случаев являются одинаковыми, ниже даются соответствующие рекомендации, являющиеся общими для обоих способов.
Перед раскаткой барабаны устанавливают так, чтобы провод три раскатке сходил с верха барабана, a направление вращения было противоположным обозначенному на барабане стрелкой.
После установки барабана с него снимают обшивку, удаляют все гвозди и производят осмотр верхних витков провода. При наличии на проводе вмятин, переломов отдельных проволок и т. п. .поврежденные витки провода удаляют. После того как барабаны с проводом подготовлены к раскатке, бригадир определяет обязанности
Рис. 3. Раскаточный станок для проводов. а — затаскивание барабана трактором; б — раскатка провода; в — съемка пустого барабана с козел.
1 — рама со стойкой; 2 — упоры с ограничителями; 3 — опорная плита; 4 — барабан с проводом; 5 — вал барабана; 6 — шарнир.
Рис. 4. Раскаточная тележка
1-автоприцеп; 2 —раскаточная рама; 3 — барабаны с проводом 4 — подъемные домкраты; 5 — трап.
Рис. 5. Раскатка проводов с саней.
каждого монтажника три производстве работ. В обязанности монтажников во время раскатки проводов входят: наблюдение за состоянием провода и травильным сходом его с барабана;
укладка проводов в раскаточтые ролики; прикрепление к тяговому механизму и отсоединение от него монтируемых проводов;
наблюдение за тем, чтобы провода не схлестывались и не попадали под тяговые механизмы;
расчистка трассы от камней и металлических предметов, которые по тем или иным причинам остались па трассе после очистки монтажной полосы;
подача сигналов о прекращении раскатки в случае повреждения провода или перед сходом с барабана последних 5—10 витков провода во избежание выдергивания провода «в тролет»;
раскатка вручную оставшихся на барабане последних витков провода в направлении, обратном направлению раскатки;
устройство защиты проводов, находящихся на земле, от повреждений проходящими автомобилями, сельскохозяйственными машинами и т. п.
При раскатке необходимо внимательно следить за тем, чтобы провод не имел резких перегибов и перекручиваний, так как это может привести к повреждению отдельных проволок, что потребует ремонта провода, а в отдельных случаях провод может оказаться вообще непригодным для подвески на линии.
При обнаружении повреждения провода наблюдающий монтер на поврежденном месте ставит метку (бандаж) и сообщает об этом бригадиру, который в дальнейшем организует ремонт поврежденного провода.
На участках трассы, где возможно повреждение провода проходящим транспортом (монтажными .механизмами, -сельскохозяйственными машинами), а также при пересечении автогужевых дорог с нерегулярным движением (полевые, лесные и проселочные дороги) провод закапывают в землю, а на дорогах с твердым покрытием прикрывают толстыми досками. В последнем случае доски прикрепляют к полотну дороги костылями. Особенно это следует иметь в виду при раскатке проводов по первому способу. Ни в коем случае нельзя оставлять провода на земле после рабочего дня.
Раскаточные монтажные ролики, в которые укладываются провода при раскатке, должны применяться только в соответствии с маркой провода. Чугунные ролики используют для стальных проводов, ролики из алюминиевого сплава—для алюминиевых и сталеалюминевых проводов. Нельзя применять чугунные ролики при монтаже алюминиевых и сталеалюминевых проводов, так как это может привести к повреждению верхнего повива провода.
При раскатке проводов по трассе в целях сокращения времени па производство работ целесообразно одним механизмом производить одновременную раскатку нескольких проводов. При одностоечных опорах с расположением проводов по углам равностороннего треугольника производят раскатку либо сразу трех проводов с переброской в дальнейшем третьего провода через верхушку опоры, либо последовательно сначала одновременно раскатку двух проводов по одну сторону от опор, а потом уже раскатку третьего провода с противоположной стороны.
Порядок производства работ как при раскатке одного провода, так и при одновременной раскатке нескольких проводов в основном один и тот же. Отличие составляет только то, что при раскатке двух или трех проводов количество раскаточных приспособлений с барабанами или количество барабанов .на транспортерах удваивается или утраивается.
Раскатку проводов по трассе ,в зависимости от принятого способа производят в следующей последовательности.
Первый способ раскатки (рис. 6):
1. Барабаны устанавливают на расстоянии 10—15 м от анкерной опоры в направлении раскатки.
2. С каждого барабана отматывают вручную провод на длину 10—15 м, а затем на концах проводов устанавливают монтажные клиновые зажимы (рис. 7), при помощи которых провода крепятся к тяговому механизму.
3. Движением тягового механизма вдоль трассы линии производится раскатка проводов.
4. После того как тяговый механизм пройдет за первую .промежуточную опору «а расстояние 20—25 м, раскатку приостанавливают, провода отцепляют и раскладывают в положении, исходном для .подъема.
5. При помощи однороликовых блоков, закрепленных на опоре, и тягового механизма провода поднимают на опору.
6. Монтер-верхолаз непосредственно с опоры или с телескопической вышки укладывает провода на монтажные ролики.
7. По окончании укладки проводов в монтажные ролики тяговый механизм включается в работу и раскатка продолжается, причем на следующей промежуточной опоре все операции повторяются.
8. После окончания раскатки проводов с партии барабанов, установленных на раскаточных станках, производят подъем и закрепление проводов на первой анкерной опоре, для чего используют оставшиеся на барабанах 5—10 витков провода.
9. Далее продолжают раскатку проводов с новой партии барабанов, установленных в таком месте, которое обеспечивает заход оставленных концов проводов для соединения их не менее чем на 2—3 м.
Рис. 6. Раскатка проводов с барабанов, установленных на раскаточных станках (1-й способ раскатки).
1 — раскаточный станок; 2 — натяжной клиновой зажим 3 — такелажный трос, 4 — раскаточный ролик; 5 — однороликовый блок.
Рис. 7 Монтажный клиновой зажим.
1 — монтируемый провод; 2 — такелажный трос; 3 — сжимы; 4 — коуш
Рис. 8. Раскатка проводов с барабанов, установленных на раскаточной тележке (2-й способ раскатки).
Второй способ раскатки (рис. 8):
1. Раскаточное устройство (тележку, сани и т. п.) с установленными на нем барабанами располагают на
трассе линии на расстоянии 15—20 м от анкерной опоры в сторону раскатки.
2. С каждого барабана вручную отматывают провод на длину 25—30 м.
3. На линиях со штыревыми изоляторами концы проводов закрепляют на анкерной опоре, а на линиях с подвесными изоляторами на концах проводов монтируют натяжные зажимы, которые комплектуют с изоляторами, после чего всю систему .поднимают и закрепляют па опоре.
А. Далее движением раскаточного устройства производят раскатку проводов аналогично первому способу; для того чтобы иметь запас, необходимый для подъема проводов на промежуточные опоры, раскаточное устройство должно передвигаться по трассе зигзагообразно.
5. После раскатки проводов с партии барабанов последние заменяются.
6. С новой партии барабанов отматывают вручную 5—10 витков провода и концы их соединяют с концами раскатанных проводов, после чего возобновляют раскатку в той же последовательности во всем анкерном пролете.
Раскатка проводов и тросов
В зависимости от условий трассы и наличия механизмов выбирают один из следующих способов раскатки:
— с помощью передвижных наземных механизмов;
— волочением по земле и раскаточным роликам;
— с помощью летательных аппаратов.
При раскатке с помощью передвижных наземных механизмов барабаны размещаются на прицепных или навесных устройствах и механизм вместе с барабанами движется по трассе. Во время движения барабаны свободно вращаются, а провода опускаются на землю. Имеется много конструкций раскаточных тележек на пневмоколесном и гусеничном ходу. Для прицепных тележек используются как стандартные автомобильные и тракторные прицепы, так и специально изготовляемые металлические рамы с ходовой частью и устройством для установки раскатываемых барабанов и для их торможения при вращении.
Применяют прицепные тележки, на которые можно установить несколько одновременно раскатываемых барабанов. Иногда барабаны размещают на грузовой платформе базового механизма, работающего без прицепа, например в кузове автомобиля или на трелевочном щите трактора.
Для всех линий, не имеющих на трассе препятствий для прохождения раскаточных механизмов, этот способ рекомендуется как наиболее производительный. Кроме того, при раскатке с тележек провод хорошо сохраняется, так как его не волочат по земле, а укладывают на землю.
Однако этот способ не применим для случаев, когда на трассе много препятствий, затрудняющих передвижение раскаточных механизмов.
В этом случае применяют универсальный способ раскатки через раскаточныеролики, который применяется на строительстве ВЛ с любым количеством проводов в фазе и при опорах любой конструкции.
При раскатке проводов методом волочения работы начинаются с установки на расстоянии 15-20 м от анкерной опоры в направлении раскатки проводов барабанов с проводами и тросом на неподвижных раскаточных устройствах, обеспечивающих свободное вращение барабанов при вытягивании проводов и тросов.
Следующая группа барабанов с проводом вывозится на следующий пикет. Место установки этой группы барабанов зависит от длины проводов на барабанах предыдущей группы. Раскатку новой партии барабанов с проводом следует начинать с такого места, чтобы концы раскатанных проводов для удобства их соединения заходили на 2-3 м друг за друга.
Раскатку проводов волочением по земле целесообразно вести на ровной местности, по небольшому снегу или траве. При наличии на трассе каменных обнажений, щебня в почве, валунов и других предметов этот метод раскатки проводов применять нельзя из-за большого риска их повреждения.
Схемы раскатки проводов приведены на рисунке 5.1.
а — методом волочения; б- с помощью paскаточных тележек: 1-барабаны с проводом; 2 -барабаны с грозозащитным тросом; 3 — трактор; 4 и 5-раскаточные ролики для троса и проводов; 6 -такелажный блок; 7 — такелажный трос диаметром 13,5 мм, длиной 90 м; 8- устройство для захвата изолятора при подъеме гирлянды с проводами на промежуточной опоре; 9 и 10 — раскаточные тележки; 11 — соединительные зажимы на проводах; 13 -соединительный зажим на грозозащитном тросе.
Рисунок 5.1 — Схемы раскатки проводов и грозозащитных тросов на ВЛ 110 кВ с одностоечными опорами
Раскатка под тяжениемобеспечивает наилучшую сохранность проводов, которые в процессе раскатки не опускаются на землю. На раскаточные ролики поднимают вспомогательный такелажный канат, с помощью которого провод с притормаживаемого барабана раскатывают в натянутом состоянии, не опуская на землю (см. рисунок 5.2).
1- тяговая установка (универсальное устройство) ; 2- раскаточная тележка для тягового троса с приводом; 3- натяжной зажим типа ; 4- раскаточные ролики на опорах в пролете; 5- тормозное устройство(может быть заменено устройством 1); 6- раскаточная тележка с приводом на тележке установлен выдающий барабан с проводом; 7 и 8- анкеры для крепления натяжного и тормозного устройства в рабочем положении.
Рисунок 5.2 — Схема раскатки проводов под тяжением
Монтаж электрооборудования
и средств автоматизации
электронный учебно-методический комплекс
|
Уровень гололеда | Вертикальное расположение | Горизонтальное расположение проводов | |
в пролетах 30 м | |||
I. II | 400 | 200 | 300 |
III. IV | 600 | 400 | 400 |
По окончании монтажа на опорах устанавливают постоянные знаки, содержащие порядковый номер опоры, год ее установки (на всех опорах) и номер линии или ее условное обозначение (на всех опорах ВЛ на участках ее параллельного следования с другими ВЛ). Кроме того, на опоры крепятся предостерегающие плакаты (на все в населенной местности и через одну в ненаселенной).
Перед началом монтажа проводов и тросов должны быть проверены, испытаны и отремонтированы все подъемные механизмы, приспособления и инструменты.
При работе на опоре работающий должен быть надежно закреплен на ней монтерским поясом. Не разрешается влезать и работать со стороны внутреннего угла поворота линии во избежание возможного удара проводом при его срыве.
Во время подъема гирлянд изоляторов и проводов на опоры, а также при раскатке и натяжке проводов находиться под опорой или проводом запрещается. Запрещается также сбрасывать с опоры инструменты или детали арматуры и спускаться вниз с помощью веревки и блока, применяемых для подъема гирлянд изоляторов и проводов.
С реальным приближением грозы все работы на опорах следует немедленно прекратить.
Последней операцией монтажа воздушных линий является заземление. Штыревые изоляторы, устанавливаемые на опорах, при нормальных условиях работы обеспечивают надежную изоляцию проводов от элементов опоры. Однако довольно часто напряжение на линии в сотни и даже тысячи раз может превышать номинальное напряжение, на которое рассчитана ее изоляция, т. е. может произойти пробой изоляторов и выход линии из строя. Напряжение, создающее опасность для изоляции ВЛ, называется перенапряжением.
Чтобы ограничить перенапряжение и обеспечить безопасность людей, следует уменьшить сопротивление растеканию тока в земле. Для этой цели устанавливается защитное заземление ВЛ.
Крюки и штыри железобетонных опор в сетях с глухозаземленной нейтралью, а также арматуру этих опор заземляют путем присоединения к заземленному нулевому проводу проводниками диаметром не менее 6 мм. Крюки и штыри на деревянных опорах не заземляют, за исключением случаев, когда линия проходит по населенной местности с одно- и двухэтажной застройкой и не экранирована высокими трубами, деревьями и т. п. Такая линия должна иметь защиту от атмосферных перенапряжений в виде заземляющих устройств с сопротивлением не более 30 Ом, устанавливаемых на расстоянии 100 . 200 м друг от друга, в зависимости от среднегодового числа гроз в данной местности. Обязательно заземляют опоры с ответвлениями к вводам в здания и конечные опоры, имеющие ответвления к вводам (на этих же опорах рекомендуется устанавливать ограничители перенапряжения, или иные устройства защиты от перенапряжений).
К монтажу заземления приступают с рытья траншеи глубиной 0,5 м (в пахотной земле – до 1 м), начиная от опоры. Длина траншеи и число заземлителей указаны в проекте на сооружение ВЛ, а все работы по погружению заземлителей, обварку их полосой или прутом, защиту сварных стыков от коррозии выполняют в обычном порядке.
После монтажа контура заземления на опоре выполняют заземляющий спуск. Материалом для него служат стальная полоса или пруток такие же, какие применялись для соединения между собой заземлителей. Внизу спуск соединяют с контуром заземления, вверху – с металлическими частями опоры. На рис. 4.49, а – показан контур заземления, состоящий из заземлителей 2, соединяющей их полосы или прута 1 и спуска 3. Через каждые 300 мм спуск закрепляется на опоре скобами. Верхняя часть спуска выступает над вершиной опоры на 100 мм и служит молниеотводом. Для заземления металлической арматуры опоры (рис. 4.49, б) к спуску 3 присоединяются болтовыми зажимами или сваркой перемычки 4, передающие нулевой потенциал земли на крюки 6 и нулевой провод 5.
Согласно ПУЭ в электроустановках с глухозаземленной нейтралью нулевые провода прежде всего должны быть заземлены в начале ВЛ у источника питания (электростанции или трансформаторной подстанции). При этом монтировать контур заземления у первой опоры нет надобности, так как нулевой провод ВЛ у источника наглухо присоединен к его нулевой точке, сопротивление заземления которой заведомо меньше, чем требуется для заземления ВЛ. Кроме того, через каждый километр линии у опор устанавливается повторное заземление. Сопротивление каждого из повторных заземлителей должно быть не более 10 Ом для ВЛ мощностью свыше 100 кВА и не более 30 Ом для ВЛ мощностью до 100 кВА.
Рис. 4.49. Контур заземления на деревянной одностоечной опоре:
а – общий вид; б — заземление арматуры, 1 – соединительная полоса; 2 – заземлитель; 3 – спуск, 4 – перемычка; 5 – нулевой провод; 6 – крюк.
Воздушным вводом называют участок воздушной линии, предназначенный для подачи электроэнергии от ВЛ к потребителям внутри здания. Такой ввод можно выполнять неизолированными и изолированными медными, алюминиевыми и стальными проводами. Расположение линии ввода относительно элементов здания может быть любым, расстояние от проводов ввода до выступающих и близко расположенных деталей здания должно быть не менее 200 мм, а угол между проводами и стеной здания — не менее 45°. Для любой конструкции ввода габарит его проводов должен быть не менее 2,75 м (в порядке исключения для изолированных проводов 2,5 м).
Длина воздушного ввода, т.е. расстояние от оси трассы ВЛ до места входа проводов в здание, не должна превышать 25 м. Сечение медного провода ввода должно быть не менее 4 мм 2 , алюминиевого – не менее 10 мм 2 . Если расстояние от ВЛ до здания превышает 25 м, нужна дополнительная промежуточная опора. В этом случае воздушный ввод рассматривается уже как участок ВЛ, поэтому здесь возможно применение медных проводов с сечением от 6 мм 2 , а алюминиевых – от 16 мм 2 . Промежуточные опоры устанавливают и в том случае, если натягивание ввода по прямой линии невозможно (например, если угол при вводе проводов в ближайшую стену менее 45° или по каким-либо причинам ввод должен быть выполнен на стороне здания, расположенной перпендикулярно оси ВЛ).
Монтаж воздушного ввода через стену здания (рис. 4.50) ведется в следующем порядке. В стене с соблюдением монтажных расстояний закрепляют крюки с изоляторами (расстояние между крюками 200 . 300 мм). На 100 . 150 мм ниже крюков в стене пробивают проходы для проводов, в которые закладывают отрезки изоляционной трубки. Края отверстий оформляют втулкой изнутри и коронкой снаружи. Отверстие для провода может быть общим, но провода при этом должны быть проложены в отдельных трубках. В каменные стены можно вмазывать вертикальные или горизонтальные металлоконструкции с закрепленными на них штырями или крюками для армировки изоляторов.
Если здание имеет малую высоту и требуемый нормами габарит выдержать невозможно, ввод монтируют через крышу (рис. 4.51), используя трубчатую стойку. На водогазовой толстостенной трубе 2 укрепляют подпятник 1 для крепления трубы к крыше и металлическую траверсу 4 с установленными на ней изоляторами. Верхний конец стойки, предназначенный для ввода проводов, изгибают под углом 180° с радиусом изгиба, необходимым для данного диаметра трубы. В изогнутый конец трубы вставляют изоляционную втулку 5. Стойку надежно закрепляют на крыше подпятником и оттяжкой 3 из стальной катанки (диаметром не менее 4 мм). При монтаже стойки требуется, чтобы направление оттяжки совпадало с линией тяжения проводов ввода. Расстояние от изоляторов до крыши должно быть не менее 2,5 м.
При сдаче линии в эксплуатацию проверяют: все элементы линии (путем осмотра с земли); прочность крепления траверс, подкосов пасынков, изоляторов и проводов (верховой осмотр); глубину установки опор (выборочно, но не менее 10 %); стрелу провеса проводов; расстояние от низшей точки провисания проводов до земли; габариты проводов, сближений и пересечений.
Рис. 4.50. Воздушный ввод в здание через стену
Рис. 4.51. Воздушный ввод через крышу:
1 – подпятник; 2 – труба, 3 – оттяжка, 4 –траверса; 5 – изоляционная втулка.
Подробно различные вводы в здания описаны в лабораторной работе «Монтаж вводов в здания до 1000 В».
|