Как новозеландские туземцы использовали гвозди которые выменивали у команды кука
ЗАНИМАТЕЛЬНО О ЖЕЛЕЗЕ
Издание 3-е, переработанное и дополненное
Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой такой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества.
ЛЮДИ ОГНЕННОЙ ПРОФЕССИИ
Советская черная металлургия
Общеизвестны постоянно высокие темпы развития советской металлургии. Особенно значительны достижения этой отрасли в послевоенные годы. В начале 70-х годов советская металлургия вышла на первое место в мире по производству чугуна и стали. Теперь это высокоразвитая отрасль промышленности, оснащенная современными мощными агрегатами, обеспечивает своей продукцией не только народное хозяйство страны, но и поставляет значительное количество сырья и материалов в другие страны. Советская металлургия выплавляет ежегодно миллионы тонн стали, производит более 20 тысяч типоразмеров стальных труб, более 90 тысяч наименований метизов, свыше 4 тысяч разновидностей горячекатаных и гнутых профилей из 2 тысяч марок сталей.
Важное значение черной металлургии в экономике страны бесспорно. Нет такой отрасли народного хозяйства, которая не потребляла бы черные металлы. Среди главнейших потребителей этой продукции такие отрасли, как машиностроение, строительство и транспорт. Доля черных металлов составляет более 95% всего объема потребления конструкционных материалов отраслями машиностроения. От роста производства этих металлов, расширения их сортамента и улучшения качества во многом зависят рост социалистического производства, ускорение технического прогресса во всех отраслях народного хозяйства, повышение эффективности производства.
Известно, что производство металлов — работа трудная. Но, несмотря на это, молодые люди приходят в металлургию, становятся настоящими металлургами, испытывая гордость за свою нелегкую, но такую нужную людям работу.
Журналисты, описывая металлургическое производство, не забывают рассказывать, как человек, касаясь кнопки, управляет огромной печью высотой до 80 метров. Нажимая на рычаги, перемещает ковш, вмещающий до 300 тонн стали, и заливает металл в изложницы, хватает стальными руками десятитонные слитки и направляет их в прокатные валки.
Нельзя забывать и о том, что металлург имеет дело с горячим металлом и его профессия не исключает тяжелого физического труда, необычных ситуаций, требующих мгновенной реакции и решимости. Однако настоящего металлурга не пугают эти трудности. Ощущение собственного могущества в укрощении горячего металла в большой степени определяет романтику огненной профессии. Вся страна ежегодно отмечает День металлурга — в этом тоже дань уважения к нелегкому труду.
В старину говорили: “Человек неученый, что топор неточеный. Можно таким дерево срубить, да трудов много”.
Для облегчения своего труда человек и приобретает профессию, овладевает специальными трудовыми навыками и теоретическими знаниями.
Сколько же надо знать металлургу? Горняк и металлург XVI века Агрикола перечислял науки, знание которых необходимо для занятия горным делом и получения металлов. Среди них философия (“дабы он мог знать происхождение и природу подземного мира”), медицина, астрономия, наука чисел и измерений, архитектура, рисование и вопросы права. Вот, чем определялся круг профессиональных знаний металлурга 400 лет назад. Какие же знания необходимы металлургу в наше время? Особое внимание обращается на подготовку специалистов, обладающих не только общенаучными и производственными (практическими) знаниями, но и умеющих оценивать важность новых изобретений, открытий, организовать и осуществить их реализацию.
Существуют различные формы подготовки специалистов, например профессионально-техническое училище, техникум, институт. По уровню подготовки техническое училище приближается к техникуму, после окончания которого можно продолжать образование и повышать квалификацию.
Система современного металлургического образования в СССР основана на органическом соединении теоретического обучения с практической подготовкой будущих специалистов. Теоретический фундамент образования в высших учебных заведениях составляют физико-математические и химические науки, механика, металловедение, теория металлургических процессов, электроника, экономика и другие. На старших курсах изучают специальные дисциплины, определяющие специализацию в области металлургии. В соответствии с требованиями НТР в вузах изучают научную организацию труда, автоматизированные системы управления и электронно-вычислительные машины, их практическое применение в металлургии, роботизацию, управление качеством продукции, малоотходные и безотходные технологии, рациональное использование топлива и материалов.
Ежегодно десятки тысяч молодых специалистов — выпускников вузов и техникумов — примеряют спецовку металлургов. Будущие металлурги обучаются профессиям горновых доменных печей, подручных сталеваров, вальцовщиков, плавильщиков и в профессионально- технических училищах. В области металлургии встречается еще немало трудных проблем, в изучении и решении которых участвуют ученые-исследователи, инженеры-изобретатели, рабочие-новаторы.
Говорят, что самой лучшей профессией называют ту, которой отдают все свои силы, энергию, знания. Авторитет профессии во многом зависит от того, как мы сами относимся к ней. “Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет”, — писал К.Д. Ушинский. Какой же металлургической профессии отдать предпочтение?
В современном производстве существует много металлургических профессий: доменщик, сталеплавильщик, прокатчик и другие.
Доменщик стоит у начала металлургического цикла. Он первым встречает огненные реки выплавленного чугуна и направляет их в огромные ковши. Прикрывая щитком лицо, человек повелевает здесь бушующей стихией. Это красиво, увлекательно, но и ответственно, требует сильного характера, настойчивости.
В доменном цехе трудятся люди разных специальностей — газовщики, горновые, водопроводчики, машинисты вагонов-весов и рудных кранов, мастера, технологи. Но ведущей среди них является специальность горнового — человека, который работает у горна, где накапливается стекающий сверху чугун. Чтобы стать горновым, надо овладеть широким кругом технических знаний: изучить теоретические основы доменного процесса, химические и физические свойства чугуна и шлака, устройство доменной печи, оборудования и механизмов у горна.
Доменную печь в смене обслуживают несколько горновых. Старший горновой и его подручные перед выпуском плавки специальной электрической буровой машиной просверливают чугунную летку. Огненный ручей металла с шумом течет по литейному двору и по желобу падает в ковш. Сразу становится светло: тысячи искр поднимаются кверху подобно салюту.
Продвигаясь между желобами, горновые “показывают” чугуну дорогу, разгоняют запруды. Когда же весь чугун вытечет, электропушка вновь забьет отверстие летки глиняной пробкой. Между выпусками горновые готовят площадку к приему следующей плавки, проверяют и обеспечивают исправность устройств и механизмов у горна, наличие заправочных материалов, инструментов, следят за приборами.
Выплавляют сталь сталевар и его подручные. Работа у них жаркая, ведь температура расплавленной стали только в четыре раза меньше температуры поверхности солнца. От искусства мастеров к науке сталеварения — вот путь металлургии.
Личное мастерство сталевара и сейчас не утратило своего значения. Пробу металла, взятую в печи, отправляют пневматической почтой в экспресс-лабораторию для анализа. Но еще до лабораторного анализа опытный сталевар может определить, какая сталь у него получается — по тому, как кипит ванна, как выглядит проба на изломе, какие искры взлетают в момент, когда металл из пробной ложки сливается на плиту.
Эмерджентный блог
Эссе о разработке игр, мышлении и книгах
Первая кругосветка Кука: Туземцы
Третья часть заметок о первом кругосветном плавании Кука.
Отношения с туземцами я могу охарактеризовать как непонятные, но дружеские.
Кук посетил большое количество земель, а значит имел дело с очень разнообразными культурами, в описание которых он глубоко не вдавался: не было возможностей, времени и этим занимались отдельные, специально обученные, люди. Тот же Бэнкс. Я удивлён, что при этом англичане умудрялись изучать их языки не только с целью коммуникации, но и с целью отслеживания родства народов.
Поэтому сложно выделить общие черты контактов с местным населением, но я попробую.
Но для начала процитирую правила, которые Кук ввёл на корабле перед высадкой на Таити — первом месте контакта с новыми культурами, точки наблюдения за Венерой и наиболее полно описанного места. На острове англичане были 4 месяца.
В примечаниях к журналу не раз рекомендуют обращаться к книге «Мореплаватели солнечного восхода» Те Ранги Хироа, описывающей историю и культуру народов маори.
Тут и далее следует учитывать, что Кук всё-таки английский военный офицер. Он явно не всё писал в журнал и наверняка подбирал «правильные» формулировки.
Правила поведения экипажа
Правила, кои надлежит исполнять каждому, кто принадлежит к команде корабля Его Величества Индевор, для установления правильной и единообразной торговли припасами и прочими товарами с обитателями острова Георга.
1. Каждый обязан делать всё от себя зависящее, чтобы поддерживать дружбу с туземцами и относиться к ним со всей возможной гуманностью.
2. Надлежащее лицо или лица будут назначены для торговли всеми товарами, видами припасов и плодами. Ни один офицер, матрос или иное лицо, за исключением специально назначенных особ, не должен приобретать без моего на то дозволения какие бы то ни было виды съестных припасов, плодов и прочих произведений здешней земли.
3. Любой член экипажа, исполняющий работу на берегу, каковы бы ни были его обязанности, строжайшим образом должен соблюдать этот запрет. Если он потеряет или у него похитят какое-либо оружие или инструмент, полная стоимость пропажи будет удержана из жалованья, согласно правилам, действующим в таких случаях на флоте. Кроме того, на него будет наложено взыскание в соответствии с тяжестью совершённого им проступка.
4. Так же будет наказан каждый, присвоивший или пытавшийся присвоить или продать что-нибудь из судовых запасов, какого бы рода ни было присвоенное.
5. Железо любого сорта и любые изделия из него, одежда любого вида и другие полезные и необходимые предметы могут быть обменены только на съестные припасы.
Как видите, правила довольно гуманные. Их даже почти соблюдали. Случилось, не знаю насколько внезапное, исключение, которое Кук отдельно отметил, описывая поведения экипажа на Таити.
Гвозди, секс и сифилис
Туземцы уже знали (к ним заплывали европейцы пару лет назад), что такое железо и ценили его. Особенно гвозди.
Гвозди на корабле, само собой, были везде. А ещё на корабле была сотня мужиков, которые год не видели женщину.
В итоге туземки быстро наладили массовый бартер, добывая для своих племён гвозди и развлекаясь попутно.
В примечаниях говорится, что даже джентльмены содержали наложниц-таитянок, из-за одной чуть дуэль не состоялась.
К сожалению, команда Кука была не первой на острове. А значит там уже был сифилис.
Джеймс отмечает, что перед сходом на берег обследовали всю команду и нашли только одного больного сифилисом, которому настрого запретили вступать в половые контакты и он не вступал. Это, кстати, ещё одно свидетельство тщательности работы капитана.
Кук пытался предотвратить контакты, но секс был слишком доступен — буквально, за гвоздь.
Поэтому, при отплытии болело уже 33 матроса. Впоследствии капитан отмечает, что половина экипажа подхватила венеричку. Возможно это одна из причин больших потерь после отплытия из Батавии. Подробнее про них будет в следующих постах.
В извинение матросов стоит отметить, что таитянки, похоже, были хороши собой. Перед отплытием два матроса попытались дезертировать с корабля, оставшись на острове с любовницами. Но Кук пошёл на серьёзный конфликт с туземцами и вынудил тех выдать матросов.
Воровство
Сложно быть объективным, не зная культуру народов, с которыми контактировал Кук. Надеюсь, в будущем смогу этот пункт дополнить. Налицо сильная разница в культуре и непонимание туземцев с кем имеют дело.
Капитан часто отмечает факты воровства со стороны местных. Равно как и попытки присвоить себе что-то с корабля или убежать с товаром во время торговли. Такие попытки Кук сурово пресекал, но старался не жестить. В том числе применяли мушкеты и стрельбу из пушек. Подробнее про такие конфликты расскажу далее.
Местами воровство приобретало такие размахи, что терпения Кука лопало. Например, на Таити кража кочерги стала последней каплей: капитан захватил 20 каноэ и угрожал их сжечь, если местные не вернут всё украденное, влючая некоторое оружие. Сжигать, по записям, не собирался. Туземцы напряглись, но всё вернули.
Из-за воровства чуть не сорвалось выполнение первой цели путешествия — наблюдение прохождения Венеры по диску Солнца. В день измерения туземец спёр ящик с прибором, который определённо ему был не нужен. При этом кража была проведена мастерски — никто не заметил. В результате погони и разборок с местными, прибор удалось вернуть, измерения были проведены в полном объёме.
Также туземцы периодически пытались похищать экипаж.
На Таите матроса отпустили за топорик — притворились, что тот сам сбежал, а местные его вернули.
На других островах людей пытались похитить в том числе для каннибализма, каждый раз команда давала отпор.
Торговля и конфликты
По записям заметно: чем многочисленнее население, чем организованнее и цивилизованнее, тем меньше оно склонно к конфликтам и тем охотнее соглашалось на торговлю.
В то же время конфликты были, но большинство из них заканчивалось мирно. Часто после конфликтов возвращались к торговле. Описанное поведение туземцев хорошо согласуется с книгой Мир позавчера.
Примечательно, что поведение одних и тех же туземцев во время одного и того же контакта могло варьироваться от нападения до торговли. Видимо они как-то очень оперативно принимали решения: не получилось одно, получится другое.
Например, 30 декабря 1769 года Кук торговал с туземцами на корабле, но когда часть экипажа высадилась на берег, местные отплыли от корабля и попытались напасть на берегу.
При любых проблемах с туземцами, капитан поощрял покупку у них всего, даже относительной некондиции, чтобы поощрить торговлю и тем самым склонить их к мирному взаимодействию.
И всегда покупал еду, которую ему могли предоставить.
Если же разрешить ситуацию переговорами не получалось, мореплаватели делали одно из двух:
- Если контакты были краткосрочными, стреляли дробью из мушкетов, чтобы ранить туземцев и показать силу. Обычно помогало. Если не помогало, стреляли из пушек — помогало всегда.
- Если предполагались длительные контакты, брали заложников или просто угрожали.
В некоторых случаях решение надо было принимать быстро или конфликт был серьёзным. В таких случаях капитан отдавал приоритет безопасности команды — десяток туземцев во время путешествия было убито.
Например, однажды на Таити туземец украл мушкет. Его застрелили, с остальными договорились мирно.
В то же время очевидно, что не все события описывали в журнале в полном объёме и точных формулировках.
…наши люди, дабы припугнуть их, дали несколько выстрелов из мушкетов, не собираясь причинять кому-либо зла. Однако один из туземцев случайно был ранен в голову…
15 августа 1769, страница 162
Подобные пассажи, на сколько я понимаю, типичны для любых личных записей. Никто не будет сам себя оговаривать. Например, такого полно в записках Цезаря.
Политика и власть
К сожалению Кук мало уделяет внимания описанию процесса контактов с вождями туземцев. Он констатирует факты: пригласили на корабль, оказали почтение, подарили подарки. Как это почтение оказывалось, как конкретно вели переговоры — не ясно, хотя очень интересно.
Однако у меня сложилось впечатление, что там была такая же политика, как и сейчас, только в миниатюре, может немного карикатурная из-за разницы в развитии цивилизаций.
Туземные вожди — те же наши власть имущие — избалованные, своевольные, чрезмерно гордые, падкие на понты, хитрые.
Тупиа
Не стоит считать, что в Полинезии, и на Таити в частности, не было никакой цивилизации. Она там была довольно развитая. В частности, у них было хорошо развито мореплавание.
Одного мореплавателя — Тупиа — Кук взял с собой по просьбе полинезийца.
Тупиа был очень известным полинезийским навигатором и жрецом. Кем-то вроде живого героя для местных.
Впоследствии Кук хвалил опыт Тупиа: как навигационный, так и коммуникационный.
- вычертил довольно точную карту с 74 островами;
- рассказал о 130 островах;
- выступал переводчиком с местных наречий, что значительно упростило контакты в плавании.
Судя по журналу, примечаниям и википедии, Тупиа — довольно легендарная личность.
Очевидно, полинезиец надеялся доплыть до Европы, но не смог — скончался от болезни на завершающем этапе плавания вместе с большой частью экипажа. Думаю это была большая потеря для человечества в целом, его путешествие в Европу (и обратно) могло быть очень интересным и полезным.
Было бы благоразумно направить для этих целей корабль, пока жив Тупиа, ибо, если он окажется среди исследователей, последние получат огромные преимущества по сравнению с любыми другими, ранее побывавшими ради открытий в этих морях.
Описание Новой Зеландии, страница 253
О Тупиа Кук упоминал не раз. В словах капитана ни разу не проскакивало пренебрежение или презрение, которые можно было бы ожидать от европейца по отношению к «дикарю».
Аналогично, Кук не отзывался негативно по отношению ко всем туземцам в целом, хотя на них Кук смотрел скорее с научным интересом и нередко обращал внимание на примитивные стороны их жизни. Капитан отмечал и превосходство некоторых туземных товаров над европейскими: циновок, лесок, неводов.