Класс изоляции силового трансформатора



Изоляция силовых трансформаторов

Силовой трансформатор является одним из основных устройств в сетях передачи и распределения электроэнергии. Таким образом, важно обеспечить оптимальную работу силового трансформатора для обеспечения бесперебойного и эффективного энергоснабжения. Одним из основных компонентов силового трансформатора является система изоляции.

Назначение изоляции в трансформаторах, классификация и требования к материалам

Изоляционные материалы являются одним из наиболее важных элементов трансформатора. Они используются для электрического разделения проводящих частей трансформатора друг от друга и от других компонентов. Нарушения внутренней изоляции являются основной причиной отказов трансформаторов.

Ниже приведены наиболее важные свойства изоляционных материалов, используемых в трансформаторах:

  • Очень высокое объемное сопротивление или удельное сопротивление.
  • Низкая относительная диэлектрическая проницаемость.
  • Высокая диэлектрическая прочность.
  • Низкие диэлектрические потери.

В качестве изоляционного материала в трансформаторах могут использоваться только те материалы, которые удовлетворяют указанным выше свойствам.

Материалы для изоляции трансформаторов

Изоляция большинства силовых трансформаторов состоит как из масла, так и из целлюлозы (бумага и картон). Твердая изоляция делится на основные и второстепенные изоляционные конструкции. Основная система изоляции включает перегородки, распорки и зажимы, а второстепенная изоляция состоит из изоляции обмоток.

Целлюлозная изоляция трансформатора выполняет три функции. Прежде всего, он действует как диэлектрик, накапливая электрический заряд, когда трансформатор находится под напряжением, и, таким образом, изолирует компоненты трансформатора, находящиеся под разными напряжениями.

Она также выполняет механическую функцию, поддерживая обмотки, и способствует улучшению теплового состояния трансформатора, создавая охлаждающие каналы для масла.

Масло должно обеспечивать достаточную диэлектрическую прочность, обеспечивать достаточное охлаждение, сохранять сборку сердечника и катушки, заполняя пустоты в изоляционных материалах, и минимизировать контакт кислорода с целлюлозой и другими материалами, подверженными риску окисления.

Изоляция лучше всего выполняет свои функции, когда она чистая, сухая, относительно свободная от пустот и используется в пределах определенного температурного диапазона.

Внутренняя и внешняя изоляция

Итак, как и любое другое установленное на подстанции электротехническое оборудование, силовые трансформаторы не в последнюю очередь нуждаются в надежной электрической изоляции. И если говорить конкретно о трансформаторах, то у них можно четко разделить внутреннюю изоляцию и внешнюю изоляцию.

Внешняя изоляция (воздушные промежутки)

Ко внешней изоляции трансформатора относятся главным образом воздушные промежутки. Практически это все возможные промежутки между внешними проводящими частями трансформатора, так или иначе связанными с вводами:

  • между вводами обмоток;
  • вдоль фарфоровых покрышек данных вводов,
  • а также между вводами и заземленным баком трансформатора.

Внутренняя изоляция (продольная и главная)

Ко внутренней изоляции трансформатора относятся:

  • изоляция масляной части выводов;
  • изоляция между отводами и вспомогательными устройствами (такими как переключатели),
  • а также изоляция обмоток, которая подразделяется на главную и продольную.

Продольная изоляция обмоток

Продольная изоляция обмотки — это изоляция между соседними слоями ее витков. Она может иметь различные габариты и быть выполнена в форме различных конструкций, определяемых грозовыми перенапряжениями.

Чтобы напряжение на продольной изоляции было возможно более низким при импульсных воздействиях, дополнительно устанавливают специальные емкостные экраны и применяют переплетенные обмотки с соединением витков в определенной последовательности. Для снижения импульсных напряжений приходится увеличивать рабочее напряжение на продольной изоляции: между соседними витками получается значительная разность потенциалов. Но габариты продольной изоляции оказываются все же не слишком большими.

Главная изоляция обмоток

Главная изоляция обмоток — это:

  • изоляция между обмоткой и магнитопроводом;
  • между обмотками, принадлежащими одному стержню магнитопровода;
  • между наружными частями обмоток, установленных на соседних стержнях магнитопровода,
  • а также изоляция между наружной частью обмотки и стенкой бака трансформатора.

До недавних времен, главная изоляция обмоток была обязана своими габаритами прежде всего грозовым перенапряжениям. Сегодня же, когда номинальные напряжения в электрических сетях составляют сотни киловольт, определяющим фактором для построения главной изоляции обмоток трансформатора являются внутренние перенапряжения.

Когда внутренние перенапряжения эффективно ограничены, встает вопрос об электрической прочности главной изоляции на протяжении длительного времени, а также об изоляционном расстоянии.

Одним из немаловажных факторов, влияющих на конструкцию изоляции в силовом трансформаторе является тема отвода тепла. Суть в том, что медные обмотки и железный магнитопровод во время работы трансформатора ощутимо нагреваются. Это значит, что изоляция должна быть такой, чтобы она позволяла осуществлять непрерывное охлаждение нагревающихся частей внутри бака трансформатора.

Современным способом реализации главной изоляции в силовом трансформаторе, с учетом требований касательно охлаждения, является применение маслобарьерной изоляции. Что же касается отводов, то они изолируются отдельно.

Продольная изоляция обмоток может быть бумажно-масляной, либо катушки и витки могут быть покрыты собственным изоляционным материалом.

Преимущество именно маслобарьерной изоляции заключается в том, что благодаря циркуляции масла в баке, автоматически осуществляется достаточно эффективное охлаждение конструкции трансформатора. К тому же такая изоляция демонстрирует высокую кратковременную электрическую прочность.

Барьер и его особенности

Для эффективного действия диэлектрического барьера, он должен быть расположен поперек направления линий напряженности электрического поля.

Для проходного изолятора данное условие выполняется легко — применением цилиндрического барьера, поскольку электрическое поле там направлено радиально.

Но непосредственно в силовом трансформаторе электрическое поле направлено сложно, поэтому здесь комбинируют барьеры различных форм: цилиндр, плоская шайба, угловая шайба.

Чем выше номинальное напряжение — тем больше устанавливают картонных барьеров. А для того, чтобы выровнять распределение напряжения вдоль обмотки при грозовом перенапряжении, а также оптимизировать конфигурацию электрического поля скраю обмотки, у входной ее зоны устанавливают проводящее кольцо с разрезом, повышающее емкость между точкой входа в обмотку и остальной катушкой.

Кроме того, продольную емкость между витками увеличивают применением переплетенной обмотки. Это делается для улучшения распределения импульсного напряжения от явления грозового перенапряжения.

Бумажно-масляная изоляция обладает более высокой электрической прочностью, чем маслобарьерная и позволяет уменьшить габариты силовых трансформаторов при использовании ее в качестве главной изоляции обмоток, что крайне важно для мощных трансформаторов в силу удобства их транспортировки.

Но у бумажно-масляной изоляции есть один серьезный минус — она не позволяет достичь такого же эффективного охлаждения, как с маслом.

Трансформаторное масло является наиболее важным из всех изоляционных материалов, используемых в трансформаторах. Оно служит изолятором, а также охлаждающей жидкостью. Кроме того, оно защищает токоведущие части от коррозии.

Трансформаторное масло, как правило, состоит из четырех основных соединений, а именно парафинов, нафтенов, ароматических углеводородов и олефинов.

Читайте также:  Зажимы для монтажа фиброцементного сайдинга своими руками

Хорошее трансформаторное масло должно содержать больше насыщенных парафинов, меньше ароматических соединений и нафтенов и совсем не должно содержать олефинов. Трансформаторное масло широко известно как углеводородное минеральное масло.

Трансформаторное масло также помогает выявить неисправности, возникающие в тех проводящих частях, которые в него погружены (смотрите — Признаки неисправности работы силовых трансформаторов при эксплуатации).

Электротехническая бумага – крафт-бумага

Электротехническая бумага или крафт-бумага — один из самых дешевых и лучших изоляционных материалов, используемых в трансформаторах. Он должен иметь высокую диэлектрическую прочность и не содержать проводящих частиц.

Крафт-бумага изготавливается из небеленой хвойной целлюлозы, производимой сульфатным способом. Используется небеленая хвойная древесина, поскольку остаточные отбеливающие вещества могут изменить ее электрические свойства.

Бумага должна иметь достаточную прочность на растяжение, чтобы выдерживать натяжение, оказываемое на нее при намотке на рулоны. Она также должна выдерживать термические нагрузки во время эксплуатации.

Прессборд для трансформаторов

Как и крафт-бумага, картон также является одним из широко используемых изоляционных материалов. Прессборд представляет собой не что иное, как толстую бумагу, изготовленную путем укладки нескольких слоев бумаги на мокрой стадии производства.

Прессованный картон (изоляционный картон, прессборд) можно изготавливать либо путем размещения слоев бумаги на мокром этапе без какого-либо связующего вещества, либо путем склеивания отдельных листов с помощью подходящего клея.

Хлопчатобумажные ленты, хлопчатобумажные неварные ленты, стеклотканые ленты, тканые териленовые ленты и пропитанные полиэфирной смолой стеклянные ленты используются в трансформаторах для связывания сердечников трансформаторов, болтов и других деталей, требующих более высокой диэлектрической прочности.

Изоляционные материалы, используемые в трансформаторах, классифицируются в зависимости от их способности выдерживать температуру. Ниже приведен список всех классов изоляции, используемых в трансформаторах, и примеры.

Класс изоляции Температурный предел Изоляционные материалы
Y 90 град. Цельсия Хлопок, шелк, бумага и дерево без пропитки.
A 105 град. Цельсия Ламинированная древесина, лакированная бумага и хлопок, шелк и бумага при пропитке натуральными смолами, эфирами целлюлозы или изоляционным маслом.
B 130 град. Цельсия Стекловолокно, слюда и асбест с подходящей пропиткой или покрытием.
C Выше 180 град. Цельсия Стекло, слюда, асбест, фарфор и кварц с неорганическим связующим или с силиконовыми смолами высокой термостойкости.
E 120 град. Цельсия Синтетическая смола, эмаль, бумага и хлопок, связанные формальдегидом.
F 155 град. Цельсия Стекловолокно, слюда и асбест с подходящей пропиткой или покрытием.
H 180 град. Цельсия Стекловолокно, слюда и асбест с кремниевыми смолами.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Источник

Глава четвертая изоляция в трансформаторах

4.1. Классификация изоляции в трансформаторах

Каждый силовой трансформатор при оценке его электрической прочности может быть представлен состоящим из трех систем — системы частей, находящихся во включенном трансформаторе под напряжением; системы заземленных частей и системы изоляции, разделяющей как первые две системы, так и отдельные части, находящиеся под напряжением.

К системе частей, находящихся под напряжением, относятся все металлические части и детали, служащие для проведения рабочего тока (обмотки, контакты переключателей ступеней напряжения, отводы, проходные шины и шпильки вводов и др.), а также все гальванически соединенные с ними детали (защитные экраны, емкостные кольца, металлические колпаки проходных изоляторов и т. д.).

К системе заземленных частей следует отнести: магнитную систему со всеми металлическими деталями, служащими для ее крепления, бак и систему охлаждения, также со всеми деталями и металлической арматурой в масляных трансформаторах или защитный кожух в сухих трансформаторах.

Изоляция, разделяющая части, находящиеся под напряжением, между собой и отделяющая их от заземленных ча стей, в силовых трансформаторах выполняется в виде конструкций и деталей из твердых диэлектриков — электроизоляционного картона, кабельной бумаги, лакотканей, дерева, текстолита, бумажно-бакелитовых изделий, фарфора и других материалов. Части изоляционных промежутков, не за полненные твердым диэлектриком, заполняются жидким или газообразным диэлектриком — трансформаторным маслом в масляных трансформаторах, атмосферным воздухом в сухих трансформаторах. В качестве такого диэлектрика иногда применяются и другие жидкости и газы, а также практикуется заливка всего трансформатора компаундом или заполнение кварцевым песком.

Изоляция обмоток может быть подразделена на главную изоляцию, т. е. изоляцию каждой из обмоток от заземленных частей и от других обмоток, и продольную изоляцию — между различными точками данной обмотки, т. е. между витками, слоями, катушками и элементами емкостной защиты. Аналогично можно подразделить также и изоляцию отводов и переключателей. Разделение изоляции на главную и продольную может быть отнесено к масляным и сухим трансформаторам.

Классом напряжения обмотки называют ее длительно допустимое рабочее напряжение. Класс напряжения обмотки трансформатора совпадает с номинальным напряжением электрической сети, в которую обмотка включается. Классом напряжения трансформатора считают класс напряжения обмотки ВН. Каждому классу напряжения трансформатора соответствуют номинальное рабочее напряжение и определенные испытательные переменные напряжения при 50 Гц и импульсное. Так для класса напряжения 35 кВ номинальными напряжениями являются 31,5, 35 и 38,5 кВ; наибольшее рабочее напряжение равно 40,5 кВ; испытательное переменное напряжение 50 Гц равно 85 кВ, а импульсное для полной волны 200 кВ.

4.2. Общие требования. Предъявляемые к изоляции трансформатора

Изоляция трансформатора должна выдерживать без повреждений электрические, тепловые, механические и физико-химические воздействия, которым она подвергается при эксплуатации трансформатора.

Стоимость изоляции составляет существенную долю стоимости трансформатора. Для трансформаторов классов напряжения 220—500 кВ стоимость изоляции, включая масло, достигает 15—20 % стоимости всего трансформатора.

Главными задачами при проектировании изоляции транс форматора являются: определение тех воздействий, прежде всего электрических, которым изоляция подвергается в процессе эксплуатации; выбор принципиальной конструкции изоляции и форм изоляционных деталей; выбор изоляционных материалов, заполняющих изоляционные промежутки, и размеров изоляционных промежутков.

В эксплуатации силовой трансформатор постоянно находится во включенном состоянии, а его изоляция — под дли тельным воздействием рабочего напряжения, которое она должна выдерживать без каких-либо повреждений неограниченно долгое время. Допустимые продолжительные превышения напряжения должны быть указаны в стандартах на конкретные типы и группы трансформаторов. Согласно требованию ГОСТ 11677-85 силовые трансформаторы должны быть также рассчитаны на работу в определенных условиях при кратковременном напряжении, превышающем номинальное до 15 и 30 %. В электрической системе, в которой работает трансформатор, вследствие нормальных коммутационных процессов (включение и выключение больших мощностей и т. д.) или процессов аварийного характера (короткие замыкания, обрыв линий и т. д.) возникают кратковременные перенапряжения, достигающие в отдельных редких случаях значений, близких к четырехкратному фазному напряжению. Длительность этих перенапряжений измеряется сотыми долями секунды и, как правило, не превышает 0,1 с. Нормальное рабочее напряжение и перенапряжение коммутационного характера воздействуют в основном на главную изоляцию обмотки.

Читайте также:  Крепежи для волейбольных сеток

В воздушной сети могут возникать также импульсные волны перенапряжений, вызванных грозовыми атмосферными разрядами. Эти импульсы, достигая трансформатора, воздействуют на его изоляцию. Атмосферные перенапряжения в отдельных неблагоприятных случаях достигают 10-кратного фазного напряжения при длительности, измеряемой микросекундами. Воздействие атмосферных грозовых перенапряжений сказывается главным образом на продольной изоляции обмоток трансформатора, в частности на изоляции между витками, между слоями витков и между от дельными катушками обмотки.

При возникновении перенапряжений того или иного типа в случае недостаточной электрической прочности изоляции может произойти электрический разряд или даже пробой, т. е. местное разрушение изоляции.

Для упрощения расчета и стандартизации требований, предъявляемых к электрической прочности изоляции готового трансформатора, электрический расчет изоляции произ водится так, чтобы она могла выдержать приемосдаточные и типовые испытания, предусмотренные соответствующими нормами. Нормы испытаний составлены с учетом возможных в практике значений, длительности и характера электрических воздействий, содержат необходимые запасы прочности и закреплены в ГОСТ. Нормы периодически пересматриваются в соответствии с уточнением технических требований, предъявляемых к трансформаторам, развитием их производства и улучшением условий эксплуатации. Эти нормы являются строго обязательными для всех предприятий, выпускающих трансформаторы.

Для проверки электрической прочности изоляции масляных транс форматоров обычной конструкции, т. е. не имеющих ступенчатой изоляции по отношению к земле, установлены следующие приемосдаточные испытания каждого выпускаемого из производства трансформатора классов напряжения до 35 кВ включительно (ГОСТ 1516.1-76).

1. Испытанию подвергается изоляция каждой из обмоток, электрически не связанной с другими обмотками. Испытательное напряжение (50 Гц) от постороннего источника прикладывается между испытываемой обмоткой, замкнутой накоротко, и заземленным баком, с которым соединяется магнитная система и замкнутые накоротко все прочие об мотки испытываемого трансформатора. Длительность приложения испытательного напряжения 1 мин. Значения испытательных напряжений при нормальных атмосферных условиях [температура 20 °С, барометрическое давление 0,1 МПа (760 мм рт. ст.), влажность 11 г/м3] должны быть равны значениям, указанным в табл. 4.1 (для сухих трансформаторов табл. 4.2).

При этом испытании все части обмотки имеют один и тот же по тенциал и проверяется главная изоляция испытываемой обмотки, ее от водов, вводов и переключателей.

Таблица 4.1. Испытательные напряжения промышленной частоты (50Гц) для масляных силовых трансформаторов (ГОСТ 1516.1-76)

Наибольшее рабочее напряжение,

Испытательное напряжение Uисп,кВ

Примечание: Обмотки масляных и сухих трансформаторов с рабочим напряжением до 1кВ имеют Uисп=5кВ.

Таблица 4.2. Испытательные напряжения промышленной частоты (50Гц) для сухих силовых трансформаторов (ГОСТ 1516.1-76)

Класс напряжения, кВ

Испытательное напряжение, кВ

2. После испытания напряжением, приложенным от другого источника, изоляция обмоток испытывается напряжением, наведенным в самом испытываемом трансформаторе в результате приложения к одной из обмоток (между ее вводами) двойного номинального напряжения повышенной частоты. Длительность приложения этого испытательного напряжения для силовых трансформаторов 1 мин.

При этом испытании в каждом витке, каждой катушке и обмотке наводится двойная ЭДС и проверяется продольная изоляция всех обмоток, отводов, вводов и переключателей.

Трансформаторы классов напряжения 110, 150 и 220 кВ, нейтраль обмотки которых при работе в сети нормально заземлена, испытываются напряжением, приложенным от постороннего источника, между испытываемой обмоткой и заземленными частями в течение 1 мин в размере испытательного напряжения нейтрали, т. е. 100 кВ при классе напряжения обмотки 110 кВ; 130 кВ при классе напряжения 150 кВ и 200 кВ при классе напряжения 220 кВ. Эти трансформаторы испытываются также напряжением, индуктированным в самом трансформаторе, в размере испытательного напряжения по табл. 4.1 при частоте 100—400 Гц. Длительность испытания при частоте 100 Гц 1 мин. При более высокой частоте длительность сокращается.

Таблица 4.3. импульсные испытательные напряжения внутренней изоляции (в масле) силовых трансформаторов (ГОСТ 1516.1-76)

Класс напряжения обмотки,кВ

Амплитуды импульсных испытательных напряжений, кВ

Класс напряжения обмотки, кВ

Амплитуды импульсных испытательных напряжений, кВ

Трансформаторы классов напряжения 220, 330 и 500 кВ испытываются путем длительного—при приемосдаточных испытаниях в течение 30 мин — приложения напряжения от постороннего источника между частями, находящимися под напряжением и заземленными. Значения испытательных напряжений: 220 кВ при классе напряжения 220 к В; 295 кВ при классе 330 кВ и 425 при классе напряжения 500 кВ. Эти трансформаторы испытываются также индуктированным напряжением частотой 100—400 Гц в размере испытательного напряжения по табл. 4.1.

Кроме приемосдаточных испытаний электрической изоляции, которым подвергается каждый трансформатор, выпускаемый заводом, каждый новый тип трансформатора подвергается типовым испытаниям по более широкой программе, включающей испытания грозовыми, а при классах напряжения 330 кВ и выше также и коммутационными им пульсами (табл. 4.3).

Электрическая прочность изоляции трансформатора обеспечивается прежде всего правильным учетом тех электрических воздействий, которые эта изоляция испытывает в эксплуатации, и правильным выбором норм, т. е. испытательных напряжений и методов воздействия на изоляцию при приемосдаточных и типовых испытаниях трансформаторов. Именно условиями электрической прочности определяется выбор принципиальной конструкции изоляции и форм ее деталей. Основные типы изоляционных конструкций приведены в § 4.4, а в § 4.5 даны рекомендации по их выбору для трансформаторов различных классов напряжения.

Обмотки и все токоведущие части трансформатора при его работе нагреваются от возникающих в них потерь, Как длительное, так и кратковременное (аварийное) воздействие высоких температур на изоляцию обмоток вызывает старение изоляции, которая постепенно теряет свою эластичность, становится хрупкой, снижает электрическую прочность и разрушается. В правильно рассчитанном и правильно эксплуатируемом трансформаторе изоляция обмоток должна служить 25 лет и более.

Необходимая нагревостойкость изоляции, гарантирующая длительную безаварийную работу трансформатора, достигается ограничением допустимой температуры его обмоток и масла, применением изоляционных материалрв соответствующего класса, выдерживающих длительное воздействие допустимой температуры, и рациональной конструкцией обмоток и изоляционных деталей, обеспечиваю щей их нормальное охлаждение.

Читайте также:  Алмазный наконечник на сверле

При прохождении электрического тока по обмоткам и другим токоведущим частям между ними возникают механические силы. В аварийном случае короткого замыкания трансформатора механические силы, достигая значений тем больших, чем больше мощность трансформатора, могут вы звать разрушающие напряжения в междукатушечной или опорной изоляции обмоток.

Выбор изоляционных материалов производится с учетом их изоляционных свойств, механической прочности и химической стойкости по отношению к трансформаторному маслу, если речь идет о масляном трансформаторе. Материал не должен входить в химические реакции с маслом при температуре до 105—110 °С и не должен содействовать химическим и физическим изменениям масла в качестве катали затора. В трансформаторостроении накоплен достаточный опыт для выбора изоляционных материалов для масляных и сухих трансформаторов, имеющих необходимые изоляционные свойства, стойких в химическом отношении и обладающих достаточной механической прочностью, позволяю щей им выдерживать механические воздействия при аварийных процессах в трансформаторе (см. § 4.3). Материалы, применяемые в масляных трансформаторах, например электроизоляционный картон, бумага разных сортов, фарфор, хлопчатобумажная лента, не вступают в химическое воз действие с маслом, не разрушаются сами и не способствуют химическому разложению и загрязнению масла.

Изоляционные материалы, имеющие в том или ином виде смолы, лаки и эмали, например эмалевая изоляция провода, бумажно-бакелитовые изделия, лакоткани, текстолит, должны содержать смолы, лаки и эмали, нерастворимые в трансформаторном масле.

В обычно применяемых конструкциях трансформаторов изоляция подвергается воздействию, как правило, только сжимающих усилий, а наиболее употребительные изоляционные материалы, например электроизоляционный кар тон, кабельная бумага, бумажно-бакелитовые изделия, текстолит, допускают сжимающие напряжения до 20—40 МПа, что практически оказывается совершенно достаточным.

При выборе изоляционных материалов для той или иной конструкции изоляции масляного или сухого трансформатора и установлении размеров изоляционных промежутков можно пользоваться рекомендациями § 4.5. При этом в масляном трансформаторе можно использовать материалы класса нагревостойкости А, допускающего температуру до 105 °С, и в сухом — классов от А до Н, допускающих температуру от 105 до 155 °С. Неправильный выбор изоляционных промежутков, материалов и размеров изоляционных конструкций может привести к разрушению трансформатора, если эти промежутки малы, или к чрезмерному расходу изоляционных и других материалов и увеличению стоимости трансформатора, если промежутки велики.

Выбор изоляционных промежутков определяет в известной мере не только расход активных, изоляционных и конструктивных материалов, но также массу, габариты, а следовательно, и предельную мощность трансформатора, который можно изготовить на заводе и доставить по железной дороге к месту установки. Уменьшение изоляционных промежутков, обеспечивающее экономию материалов и увеличение предельной мощности выпускаемых заводами транс форматоров, при достаточной электрической прочности изоляции достигается различными мерами. К этим мерам относятся прежде всего: применение рациональных конструкций обмоток и их изоляции; улучшение защиты транс форматоров в сетях от атмосферных и коммутационных перенапряжений путем установки разрядников с лучшими разрядными характеристиками; улучшение качества изоляционных материалов, а также технологии обработки изоляции и повышение общей культуры производства.

Решающее значение в обеспечении электрической прочности изоляции имеет технология ее обработки. Одной из важнейших технологических операций обработки изоляции является вакуумная сушка активной части трансформатора после ее сборки и перед установкой в баке и заливкой маслом. Эта операция проводится для удаления влаги и газов из изоляции трансформатора для увеличения ее электрической прочности и уменьшения диэлектрических потерь, стабилизации размеров изоляционных деталей и увеличения электродинамической стойкости трансформатора при коротком замыкании, повышения надежности и увеличения срока службы трансформатора.

Основная работа в совершенствовании процесса сушки ведется в направлении некоторого уменьшения температуры сушки и существенного снижения остаточного давления в сушильных камерах. Считается, что остаточное давление в камере во время сушки трансформатора не должно быть выше 650 Па (5 мм рт. ст.) при классе напряжения 10 кВ; 130 Па (1 мм рт. ст.) при 35—150 кВ; 13 Па (0,1 мм рт. ст.) при 220—500 кВ и 1 Па (0,01 мм рт. ст.) при 750—1150 кВ. Немаловажное значение для электрической прочности трансформатора имеет заливка его после сушки хорошо про сушенным и дегазированным маслом.

Трансформаторы классов напряжения до 35 кВ включительно заливаются маслом при окончательной сборке без вакуумирования бака. Трансформаторы классов напряжения 110 кВ и выше при окончательной сборке заливаются просушенным, дегазированным и подогретым маслом надлежащей марки под вакуумом. Распространение этого способа заливки на трансформаторы класса напряжения 35 кВ может позволить перейти на облегченную изоляцию по рис. 4.5, б.

Примером технологической операции, увеличивающей механическую прочность изоляционного материала, может служить предварительная, до изготовления деталей, прессовка и уплотнение электроизоляционного картона.

Достаточная электрическая прочность изоляции транс форматора зависит также от уровня культуры производства — соблюдения технологической дисциплины, надлежащей чистоты в цехах и т. д. Заготовку и хранение изоляции, а также сборку активной части трансформаторов классов напряжения 500 кВ и выше рекомендуется производить в помещениях с регулируемым микроклиматом при поддержании определенного уровня температуры, влажности, при ограниченной запыленности воздуха и т. д.

Трансформаторное масло, соприкасаясь в горячем со стоянии с воздухом, в большей степени подвергается химическим воздействиям и увлажнениям, чем твердая изоляция трансформатора. Поэтому при эксплуатации трансформаторов практикуются систематическая очистка, сушка и смена масла, а также принимаются меры, направленные на уменьшение поверхности соприкосновения масла с воздухом, осуществляется осушение поступающего в расширитель воздуха в специальных химических осушителях, производятся герметизация расширителей, защита открытой поверхности масла слоем инертного газа или синтетическими пленками и т. д. Определенная технология подготовки и заливки масла должна соблюдаться не только в производстве трансформатора, но также и в эксплуатации при периодических сменах и очистках масла.

Изоляция сухих трансформаторов должна предохраняться от увлажнения, а при установке трансформаторов в помещениях, воздух которых содержит пары кислот или других разъедающих жидкостей, — от воздействия этих паров. Этим целям служит пропитка обмоток различными лаками. Изоляция трансформатора должна быть не только прочной во всех отношениях, но также и дешевой. При условии соблюдения равной прочности всегда следует добиваться получения более простой в производстве конструкции, применения более дешевых материалов, экономного их расходования, а также применения материалов, допускающих более простую и дешевую технологическую обработку.

Источник

Оцените статью
toolgir.ru
Adblock
detector