Как удалить сломанный болт, используя сварку
Болты или шпильки часто срезаются, и резьба становится заподлицо, как здесь. И часто это бывает в том месте, где вы не сможете добраться до места слома. Так что это демонстрационный стенд. Есть несколько методов для извлечения подобных болтов, но один из самых простых и, безусловно, один из самых быстрых способов, это взять гайку нужного размера, приварить ее к остаткам болта с внутренней стороны и выкрутить его.
Другой важный момент — это гораздо лучше делать при помощи сварочного инвертора, если он у вас есть. Я использую обычный аппарат для дуговой сварки, им работать немного сложнее, чем инвертором, но это будет работать. Это видео предполагает, что вы уже умеете сваривать. Если вы не умеете, воспользуйтесь помощью сварщика или научитесь сами. Мы собираемся приварить гайку, сделав сварной шов на внутренней стороне гайки, я показываю, как буду прикладывать электрод, и после этого мы сможем выкрутить остатки болта. Дуговая сварка не идеальна для этого случая, потому что это создает много шлака, который может попасть в сварной шов, но это не имеет значения, потому что нам нужно только выкрутить поврежденный болт или шпильку. Итак, мы включаем сварочный аппарат, и делаем сварочный шов с внутренней стороны гайки. и тогда мы сможем ключом выкрутить шпильку. В первую очередь вы сварке, обязательно нужно надеть сварочную маску. Вы также должны убедиться, что у вас достаточная вентиляция при сварочных работах. Мне немного трудно сваривать здесь из-за положения камеры и света, но надеюсь, мы получим приличную картинку ведения сварки. Здесь я вас обманул и приклеил гайку, чтобы предотвратить ее перемещение.
Сварка в верхней части шпильки, поможет нам выкрутить ее, так как выделение тепла во время сварки поможет ослабить резьбовое соединение. Поэтому очень важно, расположить гайку точно над шпилькой. Включим сварочный аппарат, и сделаем небольшой сварочный шов на внутренней стороне гайки. Вы можете видеть, как много тепла выделяется при сварке. Мы надеемся, что это поможет нам выкрутить болт. Теперь, если мы теперь возьмем ключ, то мы возможно сможем выкрутить остатки резьбы. Как вы можете видеть, гайка прочно приварилась к шпильке. Это крепкий сварной шов на внутренней стороне гайки. Так что это один из способов, чтобы удалить сломанные шпильки и болты.
_
Как выкрутить сломанный болт – 8 рабочих способов, причины поломки и меры профилактики
Отправим материал на почту
Разбирал многоразовую опалубку после заливки фундамента, и в одном ответственном месте вдруг лопнул болт, причем, так, что резьба осталась утопленной в материале. Помог специальный экстрактор – однако далеко не в любой ситуации он может оказаться под руками. Поэтому предлагаю рассмотреть 8 рабочих способов, как выкрутить сломанный болт, а также в силу каких причин может произойти такая поломка и что делать, чтобы не допустить этого.
Причины, меры профилактики
По своему опыту убедился, насколько это нелегкий труд – выкручивать заломыш. Поэтому лучше заранее узнать о том, почему может произойти такая поломка и постараться не допустить ее возникновения. Выделю следующие причины:
- Заводской брак. В структуре метиза есть трещины, полости, неравномерности и прочие дефекты.
- Чрезмерно усиленное закручивание. Крепежные элементы определенного класса ограничены по прочности.
- Окисление, закипание, коррозия. Металлические изделия в ходе эксплуатации подвергаются агрессивному воздействию окружающей среды и ржавеют.
Хотя и существует несколько надежных способов, как выкрутить обломившийся болт, лучше до этого не доводить, так как зачастую применяется сверление, разрушение посадочной резьбы, и, как следствие, порча детали. В качестве профилактики предлагаю выполнить следующую процедуру:
- Смазать резьбовую часть метиза. Я применял расплавленный парафин, солярку, ВД-40.
- 2-3 раза закрутить и выкрутить крепеж, но без усилия.
- Смазать еще раз, и закрутить окончательно.
Благодаря этому поверхность контактирующих частей будет покрыта слоем смазки и защищена от окисления.
Обратите внимание! Крайне не рекомендую для смазки резьбы крепежных элементов использовать мыло. Так как в его составе находятся щелочные компоненты. В результате поверхность окислится еще интенсивнее, и такой метиз вряд ли удастся вывернуть вообще.
8 рабочих способов
На каждый непредвиденный случай есть свой проверенный способ, как и чем выкрутить сломанный болт, обломанный винт или намертво засевшую шпильку маленького или большого диаметра, в том числе в самом труднодоступном месте. Выделю следующие 8 вариантов:
- Сверловка.
- Экстрактор.
- Подручные средства.
- Левая спираль.
- Другой болт.
- Сварка.
- Отпуск и высверловка.
- Вытравливание кислотой.
Разберем особенности и доступные методы по извлечению метиза в каждом случае.
Подготовка
Однако не торопитесь сразу приступать к вывертыванию крепежа. Каким бы действенным не оказался применяемый способ, чтобы облегчить процедуру извлечения, по ситуации выполните одно и несколько следующих действий:
- Простучать заготовку, в которой засел метиз.
- Разогреть материал, окружающий крепежный элемент.
- Залить отверстие специальной жидкостью по разъеданию ржавчины.
- Прочистить и промыть от загрязнения.
Важно! Выбирая тот или иной способ, не забудьте учесть особенности самой детали и последующей ее эксплуатации – чтобы случайно не сжечь, не расплавить или не сломать ее.
Сверловка
Чтобы извлечь сломанный болт или обломивший винт без шляпки, не повредив при этом резьбу в посадке, рекомендую просто высверлить его основную массу. Метод помог, когда остаток метиза не имел выступающей за поверхность изделия части. Я действовал по следующему алгоритму:
- Подобрал подходящую втулку – так, чтобы она плотно вставлялась в отверстие, а по внутреннему диаметру соответствовала тонкому сверлу.
- Далее точно по центру выполнил засверловку на всю глубину.
- После этого снял втулку, сменил сверло на большее и расширил отверстие в болте.
- Затем сверлом еще большего диаметра повторил аналогичную процедуру.
- Далее оставшиеся тонкие стенки высверленного изнутри заломыша смял и вытащил.
После рассверловки остаток метиза можно выкрутить посредством метчика с обратной резьбой. Его нужно закрутить до упора и продолжить вращение.
Экстрактор
В моем случае открутить сломанный, а точнее обломавшийся глубже поверхности болт от щита съемной опалубки помог специальный экстрактор:
- Как в выше описанном методе высверлил небольшое отверстие посередине обломка, но не насквозь.
- Далее завернул в него до упора экстрактор.
- После этого продолжил с усилием крутящее движение в том же направлении.
- Обломок поддался и выкрутился.
На заметку! Экстрактор можно применять, когда застрявший обломок не каленый. В противном случае он может его не взять, или еще хуже – обломиться. Кроме того, из-за конусности наконечника заломыш из мягкого сплава несколько расширится, что также создаст дополнительные трудности.
Подручные средства
Если у вас нет экстрактора, могу посоветовать применить похожие по свойствам инструменты:
- Бита с наконечником в форме звезды.
- Шестигранник.
- Развертка.
- Трехгранный напильник.
- Отвертка.
Алгоритм действий для их применения аналогичен тому, где я показывал, как пользоваться экстрактором. То есть сначала высверливается небольшое отверстие посередине, затем в него забивается инструмент. После этого можно попытаться вытащить заломыш болта. Однако у этого способа те же недостатки, что и предыдущего. Основной – расклинивание метиза.
Несколько по иному дело обстоит с отверткой – расширения не происходит, и прилагаемые к выкручиванию усилия меньше. Но при этом придется сверлить 2 перекрывающих друг друга отверстия на глубину примерно 3-5 мм. В образовавшийся таким образом шлиц и нужно вставить плоскую отвертку, после чего попытаться выкрутить остаток крепежа.
Рекомендация! Выкрутить заломыш болта можно, просверлив в нем 2 не соединяемых друг с другом отверстия. Для этого в них нужно забить скобу из проволоки или гвоздя, а затем приложить усилие.
Левая спираль
В случае, когда метиз еще не успел прикипеть и окислиться, рекомендую выкручивать его с помощью сверла с левой закруткой спирали. Алгоритм действий такой:
- Для начала обычным сверлом по центру проделывается небольшое отверстие.
- Далее устанавливается сверло большего размера и начинается аккуратное высверливание вдоль оси.
- Если резьба не прикипела и обломок свободно вращается, его выкручивание начнется сразу.
Таким способом мне не раз удавалось вытащить сломанный болт при монтаже оснастки, то есть когда он был свежий и резьба еще не заржавела.
Другим болтом
Как и в выше приведенных способах, в этом также предлагаю выполнить засверловку вдоль оси обломка, а затем выполнить следующее:
- С помощью метчика с левой резьбой выполнить внутреннюю нарезку.
- Если болт сидит слабо и не прикипел, то его выкручивание может начаться, когда инструмент упрется в дно канала.
- Если этого не происходит, то в нарезанную резьбу вкрутить болт подходящего диаметра.
- По мере того, как метиз полностью заклинит, а движение продолжится, заломыш начнет выворачиваться.
Совет! Если обломанный болт высверлить в труднодоступном месте все же удалось, но при этом нарушилась посадочная резьба, есть два варианта решения проблемы. Предлагаю либо нарезать более крупную по месту старой, либо подобрать подходящую гильзу, запрессовать и нарезать в ней новую резьбу.
Сварка
Сварное соединение для выкручивания обломков я применяю, когда метиз каленый, и его трудно высверливать. В зависимости от типа поломки, существуют разные варианты:
- Наравне с поверхностью или немного с выступом. Сначала кладу на него подходящую шайбу и привариваю ее изнутри. Затем устанавливаю гайку и ее также прихватываю. После того как все остынет, спокойно выкручиваю болт.
- На небольшой глубине. Сначала навариваю массу металла, а затем поступаю по методу, описанному выше.
- На большом заглублении. Вставляю трубку и привариваю ее основание электродом к поверхности обломка. Сразу скажу, что способ ограничен и пригоден только в том случае, если материал посадочного места – чугун или алюминий. Так как в стальном корпусе трубка приварится стенками.
Видео-пример извлечения обломанного болта сваркой:
Рекомендация! Если в резьбе сломался болт из закалённой стали, ограниченно или вовсе не предназначенной для сварки, и выкрутить другими способами его невозможно, советую все же попробовать его приварить. Однако не спешите – дайте металлу остыть естественным образом. В процессе охлаждения произойдет его отпуск, он станет пластичным, а соединение – прочным.
Отпуском и высверловкой
Единственное, что советую сделать для удаления болта с поврежденной резьбой – это полное высверливание. Однако перед началом работы его нужно хорошо прогреть, например, горелкой. Затем дать остыть на воздухе. И так несколько раз. Потом можно приступать к сверловке.
Вытравливание кислотой
Метод применим для деталей из алюминия. Его суть в вытравливании обломка 30%-ой азотной кислотой. С ней данный вид металла не реагирует. При этом контакт с едким веществом должен протекать не менее суток. Железный болт если растворится не полностью, то по краям точно. Это даст возможность быстро извлечь его в последующем.
Видео-обзор 7 способов извлечения сломанного болта:
Коротко о главном
Болт может сломаться из-за заводского брака, усиленного закручивания или выкручивания и коррозии. Меры профилактики сводятся к предварительному смазыванию метиза и контролю усилия при закрутке.
Есть 8 способов, как достать сломанный болт, это:
- Высверливание.
- Применение экстрактора.
- Подручными средствами.
- Сверлом с левой спиралью.
- Вкручиванием болта.
- Сваркой.
- Отпуском металла с последующим высверливанием.
- Вытравливанием кислотой.
У каждого из них есть свои плюсы, минусы и особенности применения.
Напишите в комментариях, как думаете – можно ли выкрутить заломыш методом сварки, если корпус из стали, а обломок глубоко в месте посадки?
Несколько способов выкрутить обломанный болт.
В процессе ремонта автомобиля или другой техники, может случиться неприятная ситуация, когда болт или шпилька обрываются. Причем ломаются они по закону подлости вровень с деталью или что еще хуже в глубине детали. Таким образом обломанная резьба получается, как бы утоплена в деталь.
Как правило, болты и шпильки ломаются при откручивании, если они сильно заржавели и прикипели. Также их можно сломать при закручивании, если к ним приложить сильно большой крутящий момент.
Существует несколько способов решить данную проблему. Причем выбор способа зависит от конкретной ситуации. Рассмотрим каждый способ отдельно.
Подготовка к откручиванию.
Если болт заржавевший и при его откручивании не будет использоваться сварка, то его следует смазать проникающей смазкой. Нет смысла смазывать соединение, а потом выжигать смазку.
Можно взять распространённую и хорошо себя зарекомендовавшую смазку WD-40. Или можно сделать смесь из керосина и машинного масла в пропорции 1:1 и этой смесью залить болт. После смазывания желательно подождать некоторое время, например 1 час. Смазке нужно время, чтобы проникнуть во внутрь соединения.
Как засверлить обломанный болт, чтобы не повредить резьбу.
Если болт обломан в глубине детали, то в этом случае для центрирования сверла можно использовать металлическую втулку. Её наружный и внутренний диаметры подбираются по диаметру сверла и диаметра отверстия корпусе детали. Данную втулку можно заказать у знакомого токаря или сделать ее из подходящей по диаметру металлической трубки.
Также можно взять сверло большего диаметра, которое походит под диаметр отверстия в корпусе и засверлить им небольшую центровку-углубление для следующего сверла. После берем сверло меньшего диаметра и по ранее сделанной центровке сверлим.
Существуют специальные центровочные сверла. Они в основном применяются при выполнении токарных работ. Таким сверлом можно легко выполнить центровку без риска повредить резьбу, а затем уже высверлить отверстие обычным сверлом.
Выкручиваем сломанный болт с помощью экстрактора.
Что такое экстрактор? Это специальный инструмент в форме конусного сверла с левой спиралью. Данный инструмент имеет повышенную прочность, то есть должен быть каленым. Это относится только к качественному инструменту. Китайские поделки бывают изготовлены почти из “пластилина”.
Как работает экстрактор? Он вкручивается предварительно просверленное отверстие в обломанной шпильке своей левосторонней конусной резьбой до тех пор, пока его не заклинит в нем. Дальнейшей крутящий момент приложенный к нему приводит к выкручиванию шпильки, так как она в большинстве случаев имеет правую резьбу.
Нужно понимать, что экстрактор — это не панацея. У него есть свои недостатки.
Во-первых, он требует предварительно просверленного отверстия в обломанной шпильке. Не во всех шпильках можно просверлить отверстие. Если она окажется каленой, то есть очень твердой, то сверло может не взять ее. В этом случае придется отказаться от использования экстрактора.
Во-вторых, экстрактор из-за своей конусности раздавливает шпильку и еще больше ее заклинивает в теле детали.
В-третьих, сам экстрактор может сильно усугубить проблему, если сам обломается внутри. Это самый плохой вариант. В итоге можно получить вместо “мягкой” шпильки обломок твердого экстрактора, который дополнительно своей конусностью подклинил шпильку.
Выкручиваем сломанный болт с помощью подручных инструментов.
Если под рукой нет экстрактора, то можно воспользоваться битой типа звездочка – torx, трехгранным напильником, разверткой, шестигранником или обычной отверткой. Отвертка должна быть с металлической ручкой, так как по ней нужно будет бить молотком.
Для всех инструментов, кроме обычной отвёртки порядок действий одинаковый.
Предварительно в обломанной детали сверлим отверстие немного меньшего диаметра, чем диаметр инструмента. После инструмент забивается в отверстие и своими гранями расклинивается в нем. Теперь можно пытаться выкручивать.
Опять же минус этого способа в том, что инструмент так же, как и экстрактор будет расклинивать шпильку в корпусе детали. К том уже существует вероятность, что данный инструмент может поломаться в процессе работы, что еще более усугубит ситуацию, так как весь этот инструмент является каленым, ну кроме обычной отвертки.
Способ с применением отвертки рассмотрим подробнее.
Плюс этого способа в том, что отвёртка не расклинивает болт в его посадочном месте, следовательно, усилие, которое необходимо приложить, чтобы его выкрутить, будет меньше, чем при применении экстрактора, звездочки или развертки.
Минус в том, что необходимо будет сверлить два отверстия вместо одного.
Суть способа заключается в том, чтобы сделать шлиц под отвертку. Для этого сверлим два отверстия рядом глубиной примерно 5мм, стараясь, чтобы они частично перекрыли друг друга.
Если не получилось правильно просверлить отверстия, то сверлим тело детали между двумя отверстиями старясь их вместе соединить для получения одного целого шлица.
После ставим в шлиц отвертку и откручиваем. При откручивании можно одновременно бить по отвертке или можно применить ударную отвертку.
Также можно попробовать выкрутить болт с помощью двух отдельно просверленных отверстий, которые частично не перекрывают друг друга. Для этого нужно взять обычный гвоздь и согнуть из него скобу. Вставив данную скобу в отверстия и взяв разводной ключ можно попробовать выкрутить .
Сверлим обломанный болт сверлом с левой спиралью.
Существуют сверла с левой спиралью, у них сверление металла происходит при вращении против часовой стрелки. Сначала можно обычным сверлом небольшого диаметра просверлить центровку, затем уже левым сверлом большего диаметра постепенно высверливать тело обломка. Обязательно нужно контролировать направление сверления, чтобы не повредить резьбу. При этом остатки обломка будут сами выкручиваться, так как сверло своими гранями цепляет его в нужном направлении на откручивание. Если все же будет немного повреждена резьба, то ее легко поправить соответствующим метчиком.
Все вышеуказанные способы выкручивания могут подойти для несильно заржавевших болтов. Если он сильно прикипел в своём резьбовом соединении, то в этом случае нужно что-либо посерьезнее.
Выкручиваем обломок с помощью другого болта.
Данный способ может подойти не для всех ситуаций, так как требует дополнительного инструмента, который будет не у каждого мастера. Также для обломков небольшого диаметра этот способ, тоже не подойдет.
Суть данного способа заключается в том, чтобы в теле обломка по центру просверлить отверстие под резьбу меньшего диаметра, чем диаметр обломка. Затем метчиком в отверстии нарезаем левую резьбу и вкручиваем болт с левой резьбой. Теперь если его крутить против часовой стрелки он будет плотнее закручиваться в обломок и одновременно его выкручивать.
Выкручиваем обломанный болт с помощью сварки.
Сварка дает ряд преимуществ.
Во-первых, она сильно и быстро нагревает обломок, тогда как корпус детали остается холодным. В связи с температурными расширениями металла, происходит раскоксовывание прикипевшей резьбы.
Во-вторых, создает прочное соединение с обломком.
В-третьих, помогает в случае, если обломок сделан из высокопрочной стали и является каленым. В этом случае высверлить его довольно проблемно, и сварка здесь подойдет лучше всего.
Если обломок твердый и каленый, то он изготовлен из сталей, которые не предназначены для сварки. В справочниках сталей в таких случаях пишут ограничено свариваемая сталь или не предназначенная для сварки. Но нам нужно привариться, что делать в этом случае? Нужно просто взять и варить, но после сварки ни в коем случае не охлаждать место сварки водой или каким-либо другим способом. Нужно дать сварному соединению медленно остыть. Тогда сварочный шов не будет трескаться из-за разности температурных расширений материала обломка и привариваемой детали. Также после нагрева обломка и его медленного остывания происходит отпуск металла, то есть он будет терять свою твердость и становиться мягче. Правда это будет в том случае, если он нагрелся до красна и медленно остыл. Даже если обломок сделан из мягких не закаленных сталей, то есть легко берется сверлом, то и в этом случае лучше не охлаждать место сварки.
Приведу пример. Деталь может быть изготовлена из стали ст45. Данная сталь является ограниченно свариваемой, имеет прочность в два раза большую, чем сталь 3 (самая дешевая и мягкая) и может быть закалена. Если ее закалить, то сверло ее не возьмёт или будет сверлить очень тяжело. Если сталь не каленая, то сверло легко ее просверлит. Если привариться к обломку из такой не закаленной стали и резко охладить сварное соединение, то с большой вероятностью при охлаждении образуются микротрещины на границе сварки и обломка, и при его выкручивании сварку будет отрывать.
Итак, используем сварку. Здесь возможно несколько вариантов.
- Если болт обломан в уровень с корпусом, в который он вкручен или немного вступает из него, то можно одеть на него подходящую по диаметру шайбу и приварить ее изнутри шайбы. Затем к шайбе приварить гайку и выкрутить болт. Почему сначала шайба, а затем гайка? Шайба тоньше гайки и лучше проваривается, соединение получается более прочным, хотя можно обойтись без неё.
Вместо шайбы и гайки можно использовать полоску металла толщиной 2-3мм. Сначала сверлим в полоске подходящее отверстие, одеваем на болт, свариваем и выкручиваем.
После сварки нужно обязательно дать остыть сварному соединению, а потом выкручивать. Пока обломок горячий, он из-за температурных расширений расклинивается в резьбовом отверстии.
- Если деталь обломана глубоко, то её можно выкрутить с помощью металлической трубки, вставленной в отверстие. Сварку следует производить электродом через отверстие в трубке. Этот способ нужно использовать если шпилька вкручена в алюминиевый или чугунный корпус. Тогда исключается вероятность, что трубка или шпилька приварится к корпусу. Если же она вкручена в стальной корпус, то лучше воспользоваться каким-либо другим способом.
- Если шпилька обломана на небольшой глубине от поверхности корпуса, то можно ее нарастить сваркой до уровня, когда к ней можно будет приварить гайку или полоску металла. Чтобы сварное соединение получилось более прочным следует по центру шпильки просверлить небольшое отверстие и затем сварку начинать с заваривания данного отверстия. Таким образом будет увеличена площадь сварного шва.
Что делать, когда ничего не помогает или сильно повреждена резьба болтового соединения?
Просверлить отверстие большего диаметра и нарезать новую резьбу.
Если обломанная деталь каленая и сверло ее не берет, то можно попробовать ее нагреть до красна и дать медленно остыть. Ни в коем случае не охлаждать водой или иным способом! Нагреть можно с помощью сварки или резака. Такой нагрев и остывание следует проделать несколько раз. Таким образом произойдет термический отпуск металла, и деталь станет мягче. После можно пробовать ее высверливать. В алюминиевом корпусе не желательно нагревать её до красного цвета. Есть вероятность коробления корпуса в месте нагрева или его расплавления.
Что делать если сломался экстрактор, сверло или шестигранник в обломке?
Можно вытравить их азотной кислотой. Одно условие – корпус, в который вкручена обломанная деталь должен быть из алюминиевого сплава. Азотная кислота является одной из самых сильных кислот. Она хорошо растворяет металлы, но при этом не трогает алюминий. Химическая реакция займет несколько часов, примерно 10-24, все зависит от свойств стали, диаметра обломка и температуры окружающей среды. Азотную кислоту необходимо разбавить водой перед применением. Например, кислоту 57% разбавляют водой в пропорции 1:1. То есть кислоту необходимо разводить до 30-35%. В процессе химической реакции азотная кислота будет сама восстанавливаться и одновременно разрушать металл.
Азотная кислота ядовита, поэтому будьте осторожны при ее применении и старайтесь не вдыхать ее пары.