Звуковой трансформатор для el34



Ламповый аудиоусилитель SE на 6Н9С и EL34

Приветствую сограждан-датагорцев! Представляю вашему вниманию отчет по сборке усилителя на замечательных лампах 6Н9С и EL34.
С этого усилителя и началось мое увлечение ламповым звуком. История проста. Начитавшись о качестве звука ламповых усилителей, загорелся собрать себе такой, не имея никакого понятия вообще о лампах.

Живу в Израиле и понятно, что лампы здесь можно купить разве, что только через интернет или у любителей, с которыми на то время знаком не был. Погрузил себя в чтение всего, что попадалось по теме, пошел просто по местным радиомастерским с вопросом, а может, у кого завалялись лампы хоть какие. Многие вообще не понимали, что я от них хочу, но попался пожилой израильтянин, который меня познакомил со своим приятелем, последний, в свою очередь, увлекался этим в годы соей молодости. Вот он то и подарил мне две новенькие EL-34.

Я помню это ощущение; трогал, гладил, рассматривал, радовался, как ребенок. Теперь стал вопрос, а что собрать? Решил, что однотактный будет в самый раз, для начала. Просто попробовать. Забегая вперед, скажу, что этот усилитель мой основной, звуком более чем доволен. После него собрал ряд разных и для разных целей, но этот усилитель радует больше других! Постараюсь изложить здесь по порядку, что и как делал, а пока фотографии того, что в конечном итоге получилось.

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Продолжая рассказ, скажу, что поиски схемы и построение макета одного канала были мучительными. Перебраны различные схемы, с различными драйверами, размещено на фанерке и в таком виде тестировалось. И если изначально силовые трансформаторы по заказу были выполнены хорошо, то выходной намотали просто, как обычный силовой людьми, которые далеки вообще от аудиотехники, да и я ничего в них то и не понимал. Но еще немного раньше был «парад» радиокомпонентов, а уж затем постройка макета, что и видно на фотографиях!))

Вариантов схем было перебрано много, ломал голову какой драйвер поставить. пробовал следующие варианты; 6SN7, EF86, 6H8C, ECF80 (6Ф1П), 6Н9С.
Остановился первоночально на двух вариантах; EF86 и 6Н9С. Обе лампы рекомендованны знающими людьми для преминения в подобных усилителях.
Собрал, попробовал, послушал. И ничего так, работает.

Но работало все плохо из-за выходных трансформаторов. Повезло познакомиться в то время с Марком Фельдшером, благо живем в одном городе Хайфа.
Он то мне и намотал отличные выходные трансформаторы для EL-34, при этом он намотал их с опцией в будующем, перебрав железо, построить на них двухтактный усилитель, а пока
железо собранно с зазором под однотактник, трансформатор видно на фото.

Вот схема намотки выходного трансформатора

После разных проб и ошибок, обратился за советом к Анатолию Манакову, он предложил следующий вариант схемы.

И окончательный вариант, который предложил Анатолий, на драйвере 6Н9С, который и работает по сей день.

Все это время я слушал только один канал, который работал отлично, чисто, но каково было мое удивление, когда в макете собрал оба канала.
После чего начался долгий период подбора компонентов, их отслушивание, привыкание к звуку. Наверное около года усилитель работал в таком виде.
После чего понял, что нет предела усовершенствованию и нужно вовремя остановиться на чем-то конкретном. И воплотить усилитель в надлежащем виде.
Вот тогда и начал разрабатывать корпус.

Задумка следующая; корпус дуб, светлый лак, верхняя панель декоративная нержавещая сталь, в подвале блоки питания,
каждый на свой канал, и выходные трансформаторы, монтаж навесной, селектор входов и регулятор громкости на верхней панели.

Входные, выходные разъемы и питание усилителя на задней панели.

Теперь монтаж и наладка усилителя, что заняло довольно много времени, около полгода.

Так у меня выглядят блоки питания усилителя. В качестве дросселей применил дросселя от ламп дневного свет определенной марки,
проверенные, что не входят в насыщение, работают в разных усилителях довольно хорошо и стабильно.

Мне показалось, что в черном цвете корпус будет лучше смотреться и сочетаться с декоративной панелью.
Перекрасил корпус.

При сборке стал вопрос, как лучше собрать и подключить друг к другу обе части устройства,
чтобы было удобно ремонтировать, если возникнет такая необходимость. Применил компьютерные разъемы, что и видно на фото.

Может и не лучшее решение для такого усилителя, но мне нравится иногда послушать музыку в наушниках. Сделал на задней панели выход на наушники через делитель со вторичной обмотки выходных трансформаторов.

Дополнительно, так как в выходных трансформаторах есть отвод для ультролинейного включения, поставил селектор режима работы выходной лампы. Теперь можно переключать режимы; триодное, ультралинейное или пентодное, в зависимости от предпочтений, музыки определенного и стиля и т. п. Это видно в центре верхней части фотографии. На ней же видно окончательный вариант сборки с конекторами от компьютера как для высокого анодного напряжения, так и для накала и земли.

Теперь усилитель работает и радует своим звуком. В нем я не применил ООС. Может со временем попробую, но пока работает без отрицательно обратной связи во всех режимах.
Звук отличный, четкий и мягкий. Я предпочитаю спокойную музыку, для такой музыки это самое то. Вот так он, усилитель, выглядит сегодня.

Читайте также:  Как выбрать длину самореза для пола

P. S. Купил для этого усилителя лампы КТ66, так как считается, что лампа EL34 не очень годится для однотактного усилителя. КТ66 дала немного более мягкий звук в триодном включении, в остальных режимах разницы не услышал.

Буду рад ответить на вопросы, если таковые будут.
С уважением ко всем!)

Источник

Выходной трансформатор для ел34

Отличительная особенность данного усилителя в простой конструкции, легкой повторяемости и работе выходного каскада в двух режимах – ультралинейном и триодном. Автор данной схемы — Анатолий Манаков.

Входной каскад усилителя построен на лампе 6Н9С, выходной – на лампах EL34 или 6П3С. Выходная мощность усилителя с лампами EL34 составляет 16 Вт в ультралинейном включении и 8 Вт в триодном включении. С лампами 6П3С мощность усилителя меньше и составляет 12 Вт и 6 Вт в ультралинейном и триодном включении соответственно. Коэффициент нелинейных искажений менее 0,5 %. Чувствительность усилителя по входу составляет порядка 0,65 В.

Схема одного из каналов усилителя представлена на рис.1.

Входной сигнал поступает через регулятор громкости на сетку левого по схеме триода VL1 типа 6Н9С, снимается с его анода и поступает на управляющую сетку лампы выходного каскада и одновременно через делитель напряжения поступает на сетку правого триода 6Н9С, переворачивается по фазе и поступает на управляющую сетку второй лампы выходного каскада. Данная схема фазоинвертора отличается от других видов фазоинверторов с резистивной нагрузкой большим коэффициентом усиления и лучшим звучанием.

С выхода фазоинвертора сигнал через разделительные конденсаторы и «антизвонные» резисторы, предотвращающие самовозбуждение выходного каскада, поступает на сетки выходных ламп.

Выходной каскад усилителя выполнен с фиксированным смещением. Напряжение смещения подается с отдельной обмотки трансформатора питания через регулируемые делители напряжения.

На выходной трансформатор сигнал поступает с анодов выходных ламп EL34/6П3С, а с него — в нагрузку. Переключателем П1 осуществляется выбор режима работы выходного каскада – ультралинейный либо триодный. Вторая сетка выходной лампы в ультралинейном режиме соединяется с отводом выходного трансформатора, а в триодном режиме – с анодом выходной лампы.

Схема блока питания лампового усилителя представлена на рис.2.

Детали. Лампы выходного каскада EL34/6П3С желательно подобрать попарно. Лампы входного каскада 6Н9С также желательно подобрать по минимальному расхождению падения напряжений на анодах триодов.

Разделительные конденсаторы C2-C4 использованы серии К78-2 на 250 вольт. Шунтирующий конденсатор C11 емкостью 4 мкФ — бумажный или пленочный на напряжение 400 В. Остальные шунтирующие конденсаторы — плёночные серии К73-17. Электролитические конденсаторы можно применить фирм “Samsung”, “Rubicon”, «Elna».

Резисторы в цепях анодов и управляющих сеток желательно применить серии ВС, остальные — серии МЛТ, подстроечные резисторы — серии СП. Регулятор громкости — фирмы Alps.

В качестве выходных трансформаторов применены трансформаторы от радиолы «Симфония». Также можно применить и другие выходные трансформаторы, рассчитанные на применение ламп EL34 или 6П3С, например, Hammond 1620.

В качестве силовой трансформатор использован ТАН107. В место него можно использовать другие трансформаторы из серии ТАН или ТС. При выборе трансформатора питания надо руководствоваться тем, что трансформатор должен выдавать переменное напряжение на анодной обмотке 250-270 вольт, при токе не менее 0,3 А для ламп 6П3С и не менее 0,4 А для ламп EL34. Для напряжения смещения обмотка трансформатора должна выдавать переменное напряжение в 40-50 вольт. В случае использования ламп 6П3С накальные обмотки трансформатора должны быть рассчитаны на ток не менее 3 А, а для ламп EL34 — не менее 4 А.

Выпрямители блока питания выполнены на диодах по мостовой схеме. Диоды шунтированы пленочными конденсаторами (на схеме не показаны). Для анодных выпрямителей использованы конденсаторы 10 нФ х 400 В, а для смещения — 1,5 нФ х 160 В.

Дроссели фильтра питания использованы от телевизоров УЛПЦТ. Также можно использовать унифицированные дроссели серии Д.

Настройка усилителя. Настройка усилителя производиться в режиме молчания. При этом вторичную обмотку выходного трансформатора усилителя необходимо нагрузить на активное сопротивление достаточной мощности, близкое к номиналу акустической системы.

Входной каскад настраивается установкой напряжения в контрольной точке КТ1 в 1,8-2 вольта путем подбора номинала резистора R4.

Для выходного каскада путём регулировки напряжения смещения резисторами R10 и R12 на управляющих сетках устанавливается напряжение 0,035-0,04 вольта (в контрольных точках КТ1 и КТ2). Такое падение напряжения на катодных резисторах R17 и R18 соответствует току анода каждой выходной лампы 35-40 мА.

Фазоинверсный каскад по переменному напряжению настраивается установкой одинакового по величине переменного напряжения на анодах входной лампы 6Н9С регулировкой резистором R7 при подаче переменного напряжения около 0,5 В с частотой 3 кГц на сетку левого триода лампы 6Н9С. Для измерения необходим вольтметр с входным сопротивлением не менее 1 мОм.

Справочные параметры ламп: 6Н9С, 6П3С

Возможна ли замена входной лампы на 6Н2П? И как в этом случае изменятся номиналы анодны и катодных резисторов?
Интересно. Маршалы на паре el34 выдают 50 ватт. Или это только пишут? Где правда? да и Комаров про такие подобные схемы говорит, что возможно снять 50 ватт с пары.
Добавил: Чихунов Ахмед Кубанчиевич
Двухтактный ламповый усилитель на EL34/6П3С.

Усилители, по данной схеме собрал 2шт. На первом усилителе стояли тороидальные выходные трансформаторы, на втором экземпляре на ШI железе.
В остальном особо не отличались. У обеих экземпляров, замечательный звук, даже не ожидал, что лампы стоимостью 100р.шт. могут выдать такое звучание. Это не только мое мнение, так же мнение моих знакомых, и нынешних владельцев данных УНЧ, которые в восторге от разработки МАИ. (усилители продал). 6П3С, слушал в разных схемных решениях, но, что эта лампа стоящая внимания, убедился когда собрал усилитель по этой схеме.
Данная схема, это простая для сборки, и в то же время полностью отработанная, и легко настраиваемая схема усилителя. Усилитель не содержит дорогих комплектующих, и по плечу даже начинающему радиолюбителю, с начальными знаниями и навыками в ламповой технике. Пробуйте, не пожалеете. Звучание порадует Вас.

УНЧ по этой замечательной схеме МАИ был моим первым ламповым усилителем. Строил его в виде моноблоков, используя силовые и выходные трансформаторы от студийных УНЧ EAG — 057 , выходные лампы применил EL34 TESLA (новый подобранный «квартет» с завода. Строил без предварительного макетирования, сразу «начисто». УНЧ заработал сразу, очень просто настроился, следуя рекомендациям МАИ в описании. Получился усилитель абсолютно «внежанровый», на уровне очень дорогих усилителей именитых производителей.(Сравнить было с чем). Вот уже более 5 лет занимает основное место в системе вместе с однотактными моноблоками на 6С19П (также по схеме МАИ). Номинальная выходная мощность 14 Вт на канал, что позволяет с АС чувствительностью 94-96-98 дБ получить качественный звук «залового уровня» в комнате 28кв.м. За эти годы слушал данный усилитель с 5 парами разных АС собственной разработки, 2-х и 3-х полосными, как ФИ, так и ЗЯ. Усилитель все эти годы работает безукоризненно. Могу из личного опыта порекомендовать эту схему для построения как начинающим, так и искушенным радиолюбителям. Схема с очень большим потенциалом, и если сделатьприобрести реально качественные выходные трансформаторы, получите УНЧ высокого качества.Еще раз хочу поблагодарить МАИ за прекрасную разработку.
Данный усилитель был третьим ламповым усилителем , которые довелось сделать и два из них по схеме, предложенной Анатолием. Первый был собран в далёкие семидесятые, второй на 6ф3п (SE) и вот в 2020г. был собран данный усилитель. Схемное решение сразу было в пользу не очень сложного и с хорошими отзывами усилителя. В интернете много ссылок на корпуса и готовые платы для данной конструкции. Я пошёл по этому пути, заказал платы, корпус, трансформаторы, дросселя. На постройку ушло почти полгода. Звук порадовал, попробовал разные лампы и разные режимы, лампы были 6П3С, EL34(RFT), 6CA7EH, EL34(Светлана 2017г). В момент настройки велась переписка с Анатолием, быстро, чётко, конкретно. Корпус, который был заказан в Питере, позволял быстро провести незначительные конструктивные изменения, что тоже порадовало.Про лампы, звук у всех разный. С конденсаторами тоже поэкспериментировал, тоже было интересно, были наши KZK, были и масляные MUNDORF. Также многое зависит и от выходных трансформаторов, от из качества изготовления, они тоже были заказаны в Питере. Сейчас, всё что я слушаю, идёт через этот усилитель, звук естественный, живой. Цель достигнута. Идём дальше. за этим усилителем потянулся проигрыватель винила, фонокорректор и темброблок. После настройки пришлось переслушать любимые вещи, правда на CD, всё детально, красиво. Рекомендую, не пожалеете!
Хочу применить в качестве выходного трансформатора ТАН-104-127/220-50 . В схемах усилителя Натурал А7 применялись именно эти трансформаторы. Я примерно догадываюсь как соединить обмотки между собой , но хотелось бы знать более квалифицированное мнение на эту тему. Т.е. вопрос звучит так : Как в данной схеме использовать трансформатор ТАН 104 в качестве выходного и как соединить и подключить его обмотки?
Александр. Для ТАН-104
Если перевести в пентодный режим и выставить Iа 50ма, то:
для нагрузки 16 Ом: первичная обмотка (1-3) (4-6) последовательно, по одной обмотке на лампу(плечо). Вторичка (13-15) последовательно с (22-24). Rаа

6К.
Для нагрузки 8 Ом: первичная (1-2) (4-5) послед. Вторичка (13-15) последовательно с (23!-24). Rаа

6,7 К.
Для нагрузки 4 Ом: первичная (1-3) (4-6) послед. Вторичка(13-15) параллельно с (22-24). Rаа

Главное не включить в противофазе, тогда звук будет еле-еле слышен.
Чтобы быть уверенным в отсутствии КЗ следует после каждого соединения замерять индуктивность первички специальным тестером. Уменьшение значения (по сравнению с голым трансформатором до коммутации) говорит о неправильном соединении
Собрал усилитель по данной схеме, только БП другой со стабилизацией анодного напряжения 6Н9С, постоянным напряжением накала и задержкой подачи анодного напряжения на выходные лампы, которые включены по схеме в УЛ режиме. Недостаток — при включении анодного напряжения после прогрева накалов в АС возникает неприятных хлопок (особенно ярко выражен на НЧ динамиках). Кто как с этим борется?

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

Ламповый аудиоусилитель SE на 6Н9С и EL34

Приветствую сограждан-датагорцев! Представляю вашему вниманию отчет по сборке усилителя на замечательных лампах 6Н9С и EL34.
С этого усилителя и началось мое увлечение ламповым звуком. История проста. Начитавшись о качестве звука ламповых усилителей, загорелся собрать себе такой, не имея никакого понятия вообще о лампах.

Живу в Израиле и понятно, что лампы здесь можно купить разве, что только через интернет или у любителей, с которыми на то время знаком не был. Погрузил себя в чтение всего, что попадалось по теме, пошел просто по местным радиомастерским с вопросом, а может, у кого завалялись лампы хоть какие. Многие вообще не понимали, что я от них хочу, но попался пожилой израильтянин, который меня познакомил со своим приятелем, последний, в свою очередь, увлекался этим в годы соей молодости. Вот он то и подарил мне две новенькие EL-34.

Я помню это ощущение; трогал, гладил, рассматривал, радовался, как ребенок. Теперь стал вопрос, а что собрать? Решил, что однотактный будет в самый раз, для начала. Просто попробовать. Забегая вперед, скажу, что этот усилитель мой основной, звуком более чем доволен. После него собрал ряд разных и для разных целей, но этот усилитель радует больше других! Постараюсь изложить здесь по порядку, что и как делал, а пока фотографии того, что в конечном итоге получилось.

Продолжая рассказ, скажу, что поиски схемы и построение макета одного канала были мучительными. Перебраны различные схемы, с различными драйверами, размещено на фанерке и в таком виде тестировалось. И если изначально силовые трансформаторы по заказу были выполнены хорошо, то выходной намотали просто, как обычный силовой людьми, которые далеки вообще от аудиотехники, да и я ничего в них то и не понимал. Но еще немного раньше был «парад» радиокомпонентов, а уж затем постройка макета, что и видно на фотографиях!))

Вариантов схем было перебрано много, ломал голову какой драйвер поставить. пробовал следующие варианты; 6SN7, EF86, 6H8C, ECF80 (6Ф1П), 6Н9С.
Остановился первоночально на двух вариантах; EF86 и 6Н9С. Обе лампы рекомендованны знающими людьми для преминения в подобных усилителях.
Собрал, попробовал, послушал. И ничего так, работает.

Но работало все плохо из-за выходных трансформаторов. Повезло познакомиться в то время с Марком Фельдшером, благо живем в одном городе Хайфа.
Он то мне и намотал отличные выходные трансформаторы для EL-34, при этом он намотал их с опцией в будующем, перебрав железо, построить на них двухтактный усилитель, а пока
железо собранно с зазором под однотактник, трансформатор видно на фото.

Вот схема намотки выходного трансформатора

После разных проб и ошибок, обратился за советом к Анатолию Манакову, он предложил следующий вариант схемы.

И окончательный вариант, который предложил Анатолий, на драйвере 6Н9С, который и работает по сей день.

Все это время я слушал только один канал, который работал отлично, чисто, но каково было мое удивление, когда в макете собрал оба канала.
После чего начался долгий период подбора компонентов, их отслушивание, привыкание к звуку. Наверное около года усилитель работал в таком виде.
После чего понял, что нет предела усовершенствованию и нужно вовремя остановиться на чем-то конкретном. И воплотить усилитель в надлежащем виде.
Вот тогда и начал разрабатывать корпус.

Задумка следующая; корпус дуб, светлый лак, верхняя панель декоративная нержавещая сталь, в подвале блоки питания,
каждый на свой канал, и выходные трансформаторы, монтаж навесной, селектор входов и регулятор громкости на верхней панели.

Входные, выходные разъемы и питание усилителя на задней панели.

Теперь монтаж и наладка усилителя, что заняло довольно много времени, около полгода.

Так у меня выглядят блоки питания усилителя. В качестве дросселей применил дросселя от ламп дневного свет определенной марки,
проверенные, что не входят в насыщение, работают в разных усилителях довольно хорошо и стабильно.

Мне показалось, что в черном цвете корпус будет лучше смотреться и сочетаться с декоративной панелью.
Перекрасил корпус.

При сборке стал вопрос, как лучше собрать и подключить друг к другу обе части устройства,
чтобы было удобно ремонтировать, если возникнет такая необходимость. Применил компьютерные разъемы, что и видно на фото.

Может и не лучшее решение для такого усилителя, но мне нравится иногда послушать музыку в наушниках. Сделал на задней панели выход на наушники через делитель со вторичной обмотки выходных трансформаторов.

Дополнительно, так как в выходных трансформаторах есть отвод для ультролинейного включения, поставил селектор режима работы выходной лампы. Теперь можно переключать режимы; триодное, ультралинейное или пентодное, в зависимости от предпочтений, музыки определенного и стиля и т. п. Это видно в центре верхней части фотографии. На ней же видно окончательный вариант сборки с конекторами от компьютера как для высокого анодного напряжения, так и для накала и земли.

Теперь усилитель работает и радует своим звуком. В нем я не применил ООС. Может со временем попробую, но пока работает без отрицательно обратной связи во всех режимах.
Звук отличный, четкий и мягкий. Я предпочитаю спокойную музыку, для такой музыки это самое то. Вот так он, усилитель, выглядит сегодня.

P. S. Купил для этого усилителя лампы КТ66, так как считается, что лампа EL34 не очень годится для однотактного усилителя. КТ66 дала немного более мягкий звук в триодном включении, в остальных режимах разницы не услышал.

Буду рад ответить на вопросы, если таковые будут.
С уважением ко всем!)

Камрад, рассмотри датагорские рекомендации

🌼 Полезные и проверенные железяки, можно брать

Опробовано в лаборатории редакции или читателями.

Источник

Оцените статью
toolgir.ru
Adblock
detector